Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Женская половина дома.

Ба́бий кут (бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан, солныш, шолнуша, шомыша, кухня) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.

В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.

Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.

При родах женщину иногда помещали в бабий угол возле печи. Мать с ребёнком закрывалась от посторонних глаз занавеской в печном углу («Поближе к печной саже, чтобы порчи не было»), после чего обычно первый раз кормила (из Википедии).

бабий кут

Кухня или бабий угол в русской избе.
Современная реконструкция.

Интересно, что и юрта также делится на две половины. Киргизская юрта обычно обращена выходом на восток. Правая сторона (при взгляде снаружи) от входа женская (эпчи жак) с домашней утварью, левая — мужская (эр жак) для ружья, уздечки, седла и т. п., напротив входа почетное место, центр юрты — место для очага.

юрта


То есть, эта традиция разделения жилища на две половины - "женскую" и "мужскую" - восходит ко временам палеолита. Ведь фигурки "венер" находят на "женской" половине палеолитических стоянок.

В связи с тем, что в Древней Руси мужчинам запрещалось заходить в бабий кут, можно задаться вопросом: а не были ли древнерусские мужчины ущемлены в правах?

Но, я думаю, что само современное понимание "прав человека" неприменимо к традиционным обществам. По сути, современная борьба феминисток за права женщин стирает традиционное разделение на "Ж" и "М". Современная женщина желает занимать инфантильное положение маленького ребёнка, который свободно бегает по всей юрте и ни за что не отвечает.

Такое положение создалось в XX веке как бы само собой: городские квартиры со всеми "удобствами" и центральным отоплением освободили женщин от походов за водой к колодцу, от ежедневного розжига огня в печи и обогрева дома, готовые одежды в магазинах освободили её от кройки и шитья, от прядения и вязания, продовольственные магазины освободили её от содержания домашних животных, от работы в огороде.

И теперь уже любое напоминание об этих традиционно женских занятиях звучит "дискриминационно" в ушах современных женщин. Хотя, например, моя бабуся жила в таких условиях, когда и за водой с коромыслом и вёдрами к колодцу ходила, и дрова сама колола для печки, и носки вязала, и скотину держала, и каждый день много времени проводила возле печки. Тогда это считалось нормально. Мужик тоже без дел не сидел. У него был свой круг "мужских" работ и обязанностей.


Tags: дом, русские
Subscribe

Posts from This Сommunity “дом” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments