Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Фригийские мистерии.

Мистерия, как и Россия в представлении Черчилля, - это "загадка, завёрнутая в тайну и помещённая внутрь головоломки". Никто из множества посвящённых не оставил после себя удобовразумительного объяснения того, что же он испытал и пережил в телестерионе ("зале посвящений"). Очевидно, мисты давали обет хранить молчание. Уже в Гомеровском гимне к Деметре относительно Элевсинских мистерий читаем:

"... Святы они и велики. Об них ни расспросов
Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы:
В благоговенье великом к бессмертным уста замолкают.
Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел".
(477слл.) (Пер. В. В. Вересаева)

Несмотря на заключения целого ряда авторитетных исследователей, согласно которым мистерии Кибелы и Аттиса тесно связаны с тавроболией, О. В. Богатова считает возможным разделить эти два ритуала. Тавроболия, не сообщающая даже никакого намёка на секретность, рассматривалась как символический акт языческого крещения. Этот ритуал являлся внешним свидетельством перехода из "мира" в общину почитателей Великой Матери богов. Его можно сравнить с христианским крещением. "Когда подумаешь, что эти жертвоприношения (тавроболии) происходили на Ватиканском холме, над катакомбой, где погребён был Святой Павел, против базилики, только что воздвигнутой Константином в честь главы апостолов, нельзя не сознаться, что это был своего рода смелый вызов, брошенный старым культом новой религии, занявшей его место", - замечает Гастон Буассье (Падение язычества / Пер. М. С. Корелина. М. 1892. С. 396).

Благодаря подробнейшему описанию Пруденция мы хорошо информированы о ходе церемонии тавроболии, но император Юлиан "Отступник" замолкает в своей речи "К Матери богов", когда речь заходит о "тайном, возвышенном и невыразимом". Поэтому для реконструкции фригийских мистерий нам остаётся лишь обращаться к некоторым известным деталям из других мистерий. Такие "пазлы" - крошечные детальки - беспорядочно рассыпаны среди свидетельств древних авторов. Например, высказывание Цицерона относительно Элевсинских мистерий мы с полным правом могли бы отнести и к таинствам Кибелы: "допущенные к мистериям, мы поистине познали основы жизни и научились жить с радостью и умирать с надеждой на лучшее" (Legg., lll, 42).

Как прежде было сказано, фригийские мистерии проводились на заключительном этапе Мартовского праздненства в честь Кибелы и Аттиса. По-видимому, первым и необходимым условием для допука к таинствам была ритуальная чистота. Воздерживались прежде всего от половых сношений и от вкушения определённой пищи, считающейся грязной (мясо) либо священной (хлеб). Пост начинался с 15 марта, а с 22 марта наступал более строгий пост, когда исключалось всякое употребление пищи.

О. В. Богатова высказывает предположение, согласно которому процесс очищения сопровождался проведением соответствующих очистительных ритуалов. По аналогии с мистериями фригийского Сабазия, тесно связанного с Кибелой и Аттисом и в мифологии, и в обрядах, можно предположить, что мист проходил очищение глиной (землёй), отрубями (мукой) и омовение. По свидетельству Демосфена, готовящихся к принятию таинства натирали грязью, а затем валяли в муке, заставляя при этом говорить: "бежал зла, нашёл лучшее".

Здесь мы как будто видим прохождение миста через две стихии - землю и воду, что предполагает прохождение и через третью стихию - огонь. Но этот заключительный этап осуществлялся уже в пределах телестериона, и мы о нём можем лишь догадываться. А вообще, весь этот процесс напоминает приготовление хлеба. Зерно очищается от шелухи, затем оно превращается в тесто и выпекается на огне. Речь идёт о трансформации, преображении человеческого существа. Кстати, идеями преображения пропитана и вся христианская мистика.

Самую суть мистерий мы, естественно, пропускаем, хотя, в качестве примера для сравнения, можем здесь упомянуть преображение Иисуса Христа. Можно ещё и вспомнить духовное крещение апостолов в день Пятидесятницы, которое также было связано с проявлением огне-световых эффектов. Можно предполагать, что и над головами мистов Великой Матери возгорались огоньки пламени и весь телестерион уподоблялся некой огромной печи, где происходила "переплавка" человеческого материала. "Достиг я пределов смерти, переступил порог Прозерпины и снова вернулся, пройдя все стихии, видел я пучину ночи, видел Солнце в сияющем блеске, предстоял богам подземным и небесным и вблизи поклонился им", - рассказывает мист Исиды (Apul., Metam., Xl, 23).

Сакральная трапеза совершалась на самом заключительном этапе мистерий, непосредственно сразу после завершения таинств. Подобные ритуалы хорошо известны из разных мистерий. В Элевсине пост заканчивался вкушением кикеона. В Самофракийских мистериях также существовал аналогичный обычай. Касательно фригийских мистерий, о вкушении сакральной пищи посвящёнными свидетельствует Климент Александрийский и Фирмик Матерн. Первый предлагает формулу (по-видимому, произносимую мистом) "из тимпана я поел, из кимвала я попил, кернос я носил, в священную комнату входил", в то время как у второго это звучит: "из тимпана я поел, из кимвала я попил, я стал мистом Аттиса". Вкусив священную пищу, посвящённый становился членом единой мистериальной семьи.

Итак, в результате прохождения всех мистериальных обрядов неофит обретал уверенность в спасении и надежду на жизнь вечную. Посвящённый во фригийские таинства Прокл вопрошал: "... кто не согласится, что мистерии и посвящения возвышают души над жизнью материальной и подобной смерти, соединяют с богами, удаляют рождающиеся от неразумения страхи светом разума, изгоняют неясное и тёмное божественным сиянием?"
Tags: Кибела, мистерии
Subscribe

Posts from This Сommunity “мистерии” Tag

  • UNIO MYSTICA

    "Кто при жизни не увидит внутри себя Царствие Божие, тот не увидит его и после смерти" (Симеон Новый Богослов). Я полагаю, это очень…

  • О сверхсознании.

    «По словам сына Хайдеггера, Германа, отец однажды сказал ему: "Во мне мыслится. Я не могу этому противиться" (Es denkt in mir. Ich…

  • О пеласгических "корнях" Артемиды.

    "А. Ф. Лосев находит поразительным тот факт, что в позднейшее время Зевсу было посвящено сравнительно мало праздников и никогда не было…

  • Таинства Мальты.

    В. А. Семёнов приводит некоторые подробности об интересующем нас Гипогее на о. Мальта. Прежде всего он делает замечание о том, что неолитические…

  • Городская богиня.

    Многочисленные рельефы представляют Великую Матерь богов с короной на голове в виде городской стены. Turrigera (turrita) (башненосица) - частый…

  • Богиня женских таинств.

    О. В. Богатова пишет: "Богиня женского творческого начала, женской, плодоносной силы Кибела особо почиталась женщинами, которые могли наравне…

  • Человек - существо хтоническое (3).

    Автор текста - Леонид Нестеров. Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек – земнородный автохтон. Его породила…

  • Человек - существо хтоническое (2).

    Автор - Леонид Нестеров. О прыгуны куреты, что в воинской пляске кружатся, С топотом дико скача, издавая ликующе крики! XXXI…

  • Человек - существо хтоническое (1).

    Очень добротный анализ древнегреческого мифа о Деметре и Персефоне от Леонида Нестерова. "Гомеровский гимн к Деметре – главный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment