Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О почитании животных.

Как объяснить феномен поклонения животным в древнем мире?

Поклонение священному крокодилу. Древнеегипетский папирус

Мумии священных крокодилов. Фото

Поклонение священному крокодилу. Древнеегипетский барельеф

Кормление крокодила. Древнеримская мозайка

Богиня Нейт кормящая двух крокодилов

Бог Себек. Древнеегипетский барельеф в храме

Торкильд Якобсен в своём исследовании месопотамской религии "Сокровища тьмы" говорит, что применительно ко всем этим случаям следует учитывать восприятие "нуминозного" не как сугубо трансцендентного, а в гораздо большей степени как имманентного.

"Обратимся для контраста к миру Ветхого Завета, который представляет «нуминозное» как трансцендентное, и рассмотрим восприятие Моисеем неопалимой купины, как об этом рассказывается в книге Исход (3 : 1-6):

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога.

Из приведённого рассказа ясно, что Господь — нечто абсолютно отдельное от куста, из которого Он пожелал говорить с Моисеем.. Богу случилось, если можно так выразиться, временно пребывать там, однако сам Он всецело трансцендентен — и с кустом у Него нет никакой другой связи, помимо чисто ситуационной и эфемерной.

Житель древней Месопотамии воспринял бы данную встречу с божеством совершенно иначе. Он точно так же увидел и услышал бы присутствие неземной силы, однако сила эта, по его мнению, не просто находилась бы внутри куста: в его понимании, она принадлежала бы самому кусту, находилась бы в средоточии его существа и являлась бы той жизненной силой, которая вызвала куст к жизни, процветанию и благоденствию. «Нуминозное» воспринималось бы как имманентное, внутрисущее
".

Вот оно, в чём дело! Если бог говорит через уста пророчицы или пифии, благочестие требует почтить и пророчицу. И если "нуминозное" открывается, допустим, через крокодила, религиозное почтение распространяется и на крокодила.

Кстати, "нуминозное" по определению как раз связано с представлением о страшных и хищных животных. Рудольф Отто, давший опыту встреч с потусторонней силой определение «нуминозность», рассматривает его как переживание некоей mysterium tremendum et fascinosum [1], как противостояние «Всецело Иному» — тому, что лежит вне границ обычного опыта и не поддаётся описанию с помощью обыденных категорий. Это «Всецело Иное» обладает различными градациями устрашения, внушая как всеобъемлющий демонический ужас и благоговейно-почтительный трепет [2], так и безоговорочное поклонение возвышенно-величественному; вместе с тем оно и неудержимо влечёт к себе, обладая неотразимо-притягательной властью и требуя безусловного подчинения.

Наверно, именно поэтому Богиня в древности изображалась вместе со львицами, пантерами.

пантера

Потому что, наверно, переживание контакта с "нуминозным" похоже на внезапную встречу с пантерой в лесу. Шок и трепет. Исчезает время и пространство, и открывается Вечность.

Интересно, что в пещерах Центральной Европы были найдены статуэтки с головами львиц, о чём я писал в Венера-львица (Человекольвица). Очевидно, антропоморфные изображения Богини появились сравнительно поздно, а изначально она изображалась в виде самки наводящего ужас зверя [3].

Если поразмыслить, то можно связать феномен поклонения диким животным с их доместикацией. Священных животных нельзя было убивать, их кормили, о них заботились, и так постепенно многие дикие звери сначала были приручены, а затем и одомашнены. Мне думается, что всем этим занимались в основном женщины. Рассказ Р. Киплинга про кошку, которая гуляла сама по себе, как раз про то самое.

Ну и, конечно, нельзя не заметить, что имманентное восприятие "нуминозного" приводит к любовно-интимному контакту человека с животными. Ф. Зелинский так представлял обожествление природы древними эллинами: "Из недр земли, из расщелины скалы бьёт прохладный родник, распространяя зелёную жизнь кругом себя, утоляя жажду стада и их владельца: это — богиня, нимфа, наяда. Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом её струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом". Точно так же древние египтяне относились к кошкам и другим священным животным. С любовью и заботой. Очевидно, даже и к крокодилам.

И в этом я вижу огромный "плюс" древнего язычества. Потому что, например, Библия говорит о том, что любовно-дружеские отношения между животными и людьми будут только в раю (Исайя 11:7-8: "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их"), а древние язычники пытались осуществить эти "райские" отношения уже здесь, на земле.

любовь 1

любовь 2

любовь 3
----------------------------------------------------------------------------------

[1] Тайна грозная и завораживающая (лат.).

[2] Слово ilu (бог) в аккадском языке легко ассоциируется с понятием парализующего страха: например, Гильгамеш в «Эпосе о Гильгамеше», пробудившись, обращается к своему другу Энкиду:
Друг мой, ты не звал меня —
почему же я пробудился?
Ко мне не притронулся ты — почему же я вздрогнул?
Не прошёл мимо бог — что же скован я оцепененьем?

[3] Т. Якобсен говорит, применительно к месопотамской религии, что "лишённые человеческих черт образы изначальны, т. е.
принадлежат раннему периоду и (как, например, в Гимне богу луны) сохраняются довольно долго. Они сложились, по-видимому, в Протописьменный период или даже ранее — т. е. на протяжении IV тысячелетия до н. э. Но уже тогда антропоморфный облик был альтернативной или даже конкурирующей возможностью, а с началом III тысячелетия — от Раннединастического периода и далее — антропоморфные черты почти полностью преобладают, оставляя прежним формам несколько двусмысленную роль божественных «эмблем».

Впрочем, эта победа антропоморфных форм над неантропоморфными давалось медленно и с трудом. До самого конца старые формы сохраняли примечательную жизнеспособность, словно бы таясь под человеческим обликом, готовые прорваться сквозь него, дабы обнаружить подлинную сущность божественной власти и божественной воли.

"О большей архаичности представлений о личности в мифах можно заключить также из различия в роли, которую играют животные в мифах и героических сказаниях. В эддических мифах животные не только часто выступают как эпизодические персонажи (орел Пожиратель Трупов, ястреб Ведрфёльнир, белка Грызозуб, вепрь Сэхримнир, пес Гарм, вороны Хутин и Мунин и т. д.), но в ряде случаев играют центральную роль (волк Фенрир, змей Ёрмунганд, корова Аудумла), и многие человекоподобные главные персонажи принимают образ животного: Локи принимает образ лосося, кобылы, сокола; Один — змеи и орла, и многие его имена свидетельствуют о том, что он принимал также образ других животных — ястреба, медведя, коня, быка, козла. Всё это, конечно, не литературная условность, как в волшебных сказках или в современной детской литературе о животных, и не литературный приём, как во многих сатирических произведениях Нового времени, а реликт той древней эпохи, когда господствовало представление, что животные — это такие же личности, как люди, т. е. эпохи, несомненно, более древней, чем та историческая эпоха, которая прощупывается в эддических сказаниях о героях".
(М. И. Стеблин-Каменский - "Звери, боги, герои")

Tags: Египет, животные, любовь, язычество
Subscribe

Posts from This Сommunity “животные” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments