Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О почитании животных.

Как объяснить феномен поклонения животным в древнем мире?

Поклонение священному крокодилу. Древнеегипетский папирус

Мумии священных крокодилов. Фото

Поклонение священному крокодилу. Древнеегипетский барельеф

Кормление крокодила. Древнеримская мозайка

Богиня Нейт кормящая двух крокодилов

Бог Себек. Древнеегипетский барельеф в храме

Торкильд Якобсен в своём исследовании месопотамской религии "Сокровища тьмы" говорит, что применительно ко всем этим случаям следует учитывать восприятие "нуминозного" не как сугубо трансцендентного, а в гораздо большей степени как имманентного.

"Обратимся для контраста к миру Ветхого Завета, который представляет «нуминозное» как трансцендентное, и рассмотрим восприятие Моисеем неопалимой купины, как об этом рассказывается в книге Исход (3 : 1-6):

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога.

Из приведённого рассказа ясно, что Господь — нечто абсолютно отдельное от куста, из которого Он пожелал говорить с Моисеем.. Богу случилось, если можно так выразиться, временно пребывать там, однако сам Он всецело трансцендентен — и с кустом у Него нет никакой другой связи, помимо чисто ситуационной и эфемерной.

Житель древней Месопотамии воспринял бы данную встречу с божеством совершенно иначе. Он точно так же увидел и услышал бы присутствие неземной силы, однако сила эта, по его мнению, не просто находилась бы внутри куста: в его понимании, она принадлежала бы самому кусту, находилась бы в средоточии его существа и являлась бы той жизненной силой, которая вызвала куст к жизни, процветанию и благоденствию. «Нуминозное» воспринималось бы как имманентное, внутрисущее
".

Вот оно, в чём дело! Если бог говорит через уста пророчицы или пифии, благочестие требует почтить и пророчицу. И если "нуминозное" открывается, допустим, через крокодила, религиозное почтение распространяется и на крокодила.

Кстати, "нуминозное" по определению как раз связано с представлением о страшных и хищных животных. Рудольф Отто, давший опыту встреч с потусторонней силой определение «нуминозность», рассматривает его как переживание некоей mysterium tremendum et fascinosum [1], как противостояние «Всецело Иному» — тому, что лежит вне границ обычного опыта и не поддаётся описанию с помощью обыденных категорий. Это «Всецело Иное» обладает различными градациями устрашения, внушая как всеобъемлющий демонический ужас и благоговейно-почтительный трепет [2], так и безоговорочное поклонение возвышенно-величественному; вместе с тем оно и неудержимо влечёт к себе, обладая неотразимо-притягательной властью и требуя безусловного подчинения.

Наверно, именно поэтому Богиня в древности изображалась вместе со львицами, пантерами.

пантера

Потому что, наверно, переживание контакта с "нуминозным" похоже на внезапную встречу с пантерой в лесу. Шок и трепет. Исчезает время и пространство, и открывается Вечность.

Интересно, что в пещерах Центральной Европы были найдены статуэтки с головами львиц, о чём я писал в Венера-львица (Человекольвица). Очевидно, антропоморфные изображения Богини появились сравнительно поздно, а изначально она изображалась в виде самки наводящего ужас зверя [3].

Если поразмыслить, то можно связать феномен поклонения диким животным с их доместикацией. Священных животных нельзя было убивать, их кормили, о них заботились, и так постепенно многие дикие звери сначала были приручены, а затем и одомашнены. Мне думается, что всем этим занимались в основном женщины. Рассказ Р. Киплинга про кошку, которая гуляла сама по себе, как раз про то самое.

Ну и, конечно, нельзя не заметить, что имманентное восприятие "нуминозного" приводит к любовно-интимному контакту человека с животными. Ф. Зелинский так представлял обожествление природы древними эллинами: "Из недр земли, из расщелины скалы бьёт прохладный родник, распространяя зелёную жизнь кругом себя, утоляя жажду стада и их владельца: это — богиня, нимфа, наяда. Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом её струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом". Точно так же древние египтяне относились к кошкам и другим священным животным. С любовью и заботой. Очевидно, даже и к крокодилам.

И в этом я вижу огромный "плюс" древнего язычества. Потому что, например, Библия говорит о том, что любовно-дружеские отношения между животными и людьми будут только в раю (Исайя 11:7-8: "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их"), а древние язычники пытались осуществить эти "райские" отношения уже здесь, на земле.

любовь 1

любовь 2

любовь 3
----------------------------------------------------------------------------------

[1] Тайна грозная и завораживающая (лат.).

[2] Слово ilu (бог) в аккадском языке легко ассоциируется с понятием парализующего страха: например, Гильгамеш в «Эпосе о Гильгамеше», пробудившись, обращается к своему другу Энкиду:
Друг мой, ты не звал меня —
почему же я пробудился?
Ко мне не притронулся ты — почему же я вздрогнул?
Не прошёл мимо бог — что же скован я оцепененьем?

[3] Т. Якобсен говорит, применительно к месопотамской религии, что "лишённые человеческих черт образы изначальны, т. е.
принадлежат раннему периоду и (как, например, в Гимне богу луны) сохраняются довольно долго. Они сложились, по-видимому, в Протописьменный период или даже ранее — т. е. на протяжении IV тысячелетия до н. э. Но уже тогда антропоморфный облик был альтернативной или даже конкурирующей возможностью, а с началом III тысячелетия — от Раннединастического периода и далее — антропоморфные черты почти полностью преобладают, оставляя прежним формам несколько двусмысленную роль божественных «эмблем».

Впрочем, эта победа антропоморфных форм над неантропоморфными давалось медленно и с трудом. До самого конца старые формы сохраняли примечательную жизнеспособность, словно бы таясь под человеческим обликом, готовые прорваться сквозь него, дабы обнаружить подлинную сущность божественной власти и божественной воли.

"О большей архаичности представлений о личности в мифах можно заключить также из различия в роли, которую играют животные в мифах и героических сказаниях. В эддических мифах животные не только часто выступают как эпизодические персонажи (орел Пожиратель Трупов, ястреб Ведрфёльнир, белка Грызозуб, вепрь Сэхримнир, пес Гарм, вороны Хутин и Мунин и т. д.), но в ряде случаев играют центральную роль (волк Фенрир, змей Ёрмунганд, корова Аудумла), и многие человекоподобные главные персонажи принимают образ животного: Локи принимает образ лосося, кобылы, сокола; Один — змеи и орла, и многие его имена свидетельствуют о том, что он принимал также образ других животных — ястреба, медведя, коня, быка, козла. Всё это, конечно, не литературная условность, как в волшебных сказках или в современной детской литературе о животных, и не литературный приём, как во многих сатирических произведениях Нового времени, а реликт той древней эпохи, когда господствовало представление, что животные — это такие же личности, как люди, т. е. эпохи, несомненно, более древней, чем та историческая эпоха, которая прощупывается в эддических сказаниях о героях".
(М. И. Стеблин-Каменский - "Звери, боги, герои")

Tags: Египет, животные, любовь, язычество
Subscribe

Posts from This Сommunity “животные” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments