Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

В тесноте, да не в обиде.

Гурния

План позднеминойского поселения в Гурнии на Крите.

Кроме дворцовых центров, в XVII-XV столетиях на Крите существовало множество малых, или рядовых, поселений. Наиболее яркими образцами всей этой группы поселений до сих пор остаются три прибрежных городка восточного Крита: Гурния, Палекастро и Псира (на острове того же названия).

В расположении улиц и разделяемых ими «кварталов», или блоков домов, трудно уловить признаки какого-то единого, заранее составленного плана. Скорее напротив — и в Гурнии, и в Палекастро, и в Псире они производят впечатление стихийного, достаточно длительного роста поселения, сообразующегося лишь с условиями местности и потребностями его обитателей в поддержании связей как между собой, так и с внешним миром.

Все три поселения отличаются чрезвычайной плотностью застройки. Дома сгруппированы в блоки, или инсулы, неправильной конфигурации. Проникнуть в эти блоки можно было только по чрезвычайно узкому проходу, где с трудом мог протиснуться один человек. Впрочем, даже и главные улицы Гурнии были довольно узкими. Их ширина, по данным Бойд Хэйвз, не превышала 1.5 м. Как замечает Г. Холл, по таким улицам нельзя было провести даже вьючное животное. Их, видимо, приходилось разгружать при въезде в «город». «Всё, — пишет Холл, — (здесь) меньше, чем в наши дни. Человек того времени как будто нуждался в меньшем пространстве, чем теперь». Эта типичная для минойских поселений (не только на востоке Крита, но, видимо, также и на всей остальной его территории) гипертрофированная компактность восходит ещё к эпохе ранней бронзы.

При первом знакомстве с планами Гурнии, Палекастро и Псиры так называемые «инсулы» производят впечатление случайных скоплений более или менее одинаковых домов, конфигурация и размеры которых зависят лишь от направления прихотливо вьющихся между ними боковых улиц и переулков. В целом, эти городки напоминают собой человеческие "муравейники", в которых проживали почти в одинаковых условиях люди-"муравьи". Именно так оценивает сложившуюся здесь ситуацию Фр. Матц: «Эти маленькие городки были заселены сельскохозяйственными рабочими, ремесленниками, рыбаками и матросами, и у нас нет никаких причин для того, чтобы полагать, что между ними существовали сколько-нибудь значительные социальные различия». Пожалуй, из всех трёх имеющихся здесь в виду поселений эта оценка в наибольшей степени приложима к Гурнии. И по своим размерам, и по планировке, и по характеру находок её дома действительно приближаются к некоему стандарту. В большинстве случаев их первые этажи (а они-то, как правило, и сохранились) заняты тесными помещениями кладовых или мастерских, проникнуть в которые можно было только сверху с помощью переносных лестниц. Жилые комнаты, очевидно, располагались наверху — во втором и, может быть, даже третьем несохранившихся этажах.

Источник: Ю.В. Андреев, "Поселения эпохи бронзы на территории Греции и островов Эгеиды", г. Санкт-Петербург, Издательство "Нестор-История"; Труды Института истории материальной культуры РАН, том XL. 2013 г.; Глава 2, с. 142-150.

Интересно сравнить эти поселения с поселениями саамов, которые вплоть до XX века сохраняли архаический уклад жизни. Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединённых родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.

Очевидно, и такие поселения как Гурния были семейно-общинными поселениями, где все - так или иначе - приходились родственниками друг другу. Поселение напоминает малоазийский Чатал-Хююк, только там ещё большая плотность застройки. С чем это связано - я не понимаю.

Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • О шафране.

    Посмотрим, что пишет о шафране автор блога Old Europe culture. Я тоже интересуюсь этой травкой. У меня есть знакомая молодая женщина, которая ездит…

  • О символике души у древних критян.

    Очень интересная запись у автора блога " Очень Древняя Греция ". Называется " Птицы-души древних критян". " Редко кто из…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Женственный Камарес.

    В ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.) имелся своеобразный стиль росписи керамических изделий,…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Элизий крито-минойской культуры.

    В подтверждение того, что никакого реального царя Миноса на Крите не существовало и до вторжения греков-ахейцев у критян не было ни царей, ни…

  • К вопросу об общественном строе минойского Крита.

    Проф. Зубов рассказывает о том, как на острове Крит, "на левом берегу Геропотамос, в долине Мессары, были раскрыты многочисленные…

  • О жертвоприношениях на Крите.

    Проф. Зубов говорит "о специфической критской форме соединения человека и бога. Это то, что называется в истории религии Крита «игры с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments