Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Энлиль и Нинлиль.

Бог Энлиль. Господин небесных энергий (Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза», «ветер», «буря», «дыхание воздуха», «молния»). Энлиль вторым стоит в Месопотамии в списке богов, в списке Фарры. Энлиль имеет число 50, больше него – 60 – имеет только Ан. Его головным убором является рогатая тиара, шапка с рогами. Его главное святилище в Ниппуре – Экур, «дом-гора». Но, судя по религиозным гимнам, дошедшим до нас, Энлиль не ограничивается Ниппуром; это не городской бог Ниппура, и даже не верховный бог Шумера. Он повелитель вселенной, повелитель мира.

Боги Земли перед ним склоняются,
Ануннаки (небесные боги) - боги к нему стекаются,
С верою в мудрость его стекаются!
Исполин! Владыка! Он велик во вселенной! Он мудрец, в законах всесведущ!
(Пер. В. К. Афанасьевой)

Но, как говорится, на всякого мудреца довольно простоты. Повелитель вселенной "запал" на девчонку. А дело было так.

В городе Ниппур жил Энлиль, а где-то за городом проживала Нинлиль со своей маминькой по имени Нунбаршегуну. И вот мать Нинлиль говорит своей дочери: «Не ходи купаться, дорогая, в воды Ниппура». «Не ходи купаться на каналы города, тебя встретит господин Энлиль, и он тебя обесчестит». Вот как ясно это говорится в 15-22 строках мифа «Энлиль и Нинлиль» :

Ясноглазый, Повелитель, Остроокий —
Око его тебя узрит.
Утёс Могучий, Отец Энлиль, Остроокий —
Око его тебя узрит.
Пастырь, Судеб вершитель, Остроокий —
Око его тебя узрит.
Он корень воздымет, тебя он обнимет,
Радость сердца, семя блаженства в утробу твою испустит,
А потом тебя покинет».

Но сопливая девчонка, конечно, не послушалась совета своей матушки и отправилась купаться в городском канале. Она сделала аккуратно всё то, чего не надо было делать. Иначе история не состоялась бы и никакого мифа не было бы. Она искупалась в канале и пошла вдоль берега. Энлиль увидел богиню и восхитился её красотой.

Властелин хочет с нею сочетаться – она не желает,
Энлиль хочет с нею сочетаться – она не желает:
«Моё лоно мало, оно не знает соития,
Мои уста малы, они не умеют целовать».
(Пер. Ф. Л. Мендельсона)


Но Энлиль уже распалился страстью и "закусил удила". Он приказал своему визирю подогнать барку, на которой имелось множество всяких угощений, украшений и даров. А затем произошло то, что потом будет повторяться много-много раз. Говорят, финикийские купцы точно так же приводили простоватых деревенских девчонок на свои корабли, обещая им золотые горы, но корабли вдруг снимались с якоря и гостеприимство оборачивалось насилием. Очевидно, то же самое произошло и с Нинлиль. Энлиль излил своё семя в её утробу Нинлиль, и она зачала ребёнка Нанну или Сина, рогатого от рогатого.

Но самое удивительное в этой истории то, что последовало вслед за этим. Похождения Зевса, его бесчисленные домогательства и сексуальные связи с земными женщинами завершаются "гомерическим смехом" на Олимпе; некому осудить Зевса, потому что Зевс выше всех и над ним никого нет; поэтому он поступает в соответствии с принципом "что хочу - то ворочу, и никто мне не указ". В Шумере всё не так. Хотя Энлиль и занимает в пантеоне главенствующее положение, верховную власть держит в своих руках совет, состоящий из пятидесяти главных богов, среди которых особыми прерогативами пользуются семь божеств, «судьбу вершащие». Миф об Энлиле и Нинлиль возник, по-видимому, в глубочайшей древности, когда ещё существовали сохранившиеся от родового строя формы «примитивной демократии».

Великие боги, числом пятьдесят,
Судьбу вершащие боги, числом семь,
Схватили Энлиля в Киуре, [сказав]:
«Энлиль, нечестивец, уходи из города!
Нунамнир [эпитет Энлиля], нечестивец, уходи из города!»

(Пер. Ф. Л. Мендельсона)

Проф. А. Зубов поясняет: "И здесь мы должны понять одну вещь – куда изгоняется, и куда вообще может быть изгнан Энлиль из города богов? Куда может быть изгнан Адам из рая? На грешную землю. Куда может быть изгнан Энлиль из города богов, из подобного же рая, Эдема? Только в преисподнюю, только в страшный, как его называют шумеры, «мир без возврата». Он описан довольно ужасным образом: на всём пыль, грязь, вместо пищи – экскременты. Только туда может быть изгнан Энлиль, куда же ещё? Другого места на земле нет. Это не как в наше время, когда из одной страны Солженицына выгоняют, и он уезжает в Германию, в Швейцарию и в Америку. Тогда, когда на земле жили только боги, такой возможности не было".

За изнасилование девчонки - прямо в ад! Наверно, нечто подобное применялось в древнем Шумере и по отношению с простым смертным; уж если самого Энлиля упекли в преисподнюю, то тем более - какого-нибудь шумерского Гришку или Мишку. И, как мы видим, такие строгие законы сохранились в Шумере ещё со времён родового строя. Значит, древнейшие табу стояли на защите женской половой неприкосновенности.

Далее миф рассказывает о том, как Энлиль идёт с понурой головой "во глубину сибирских руд", а Нинлиль плетётся вслед за ним. Очевидно, ей деваться некуда, так как обесчещенную, обрюхаченную, её теперь никто не возьмёт замуж.

Хитрожопый Энлиль по дороге в ад совершает "кунстштюк", который позволяет ему избежать наказания. Опять он "охмуряет" девчонку и прикидывается поочерёдно то привратником, то стражем реки, то перевозчиком через реку. Нинлиль просит у них, чтобы они пропустили её вслед за Энлилем, а они просят у неё, что обычно мужики просят у женщин. Нинлиль отдаётся им, зачинает и рожает три божества, которые отправляются в ад вместо Энлиля.

Остаётся много непонятного в этом мифе, а ещё более непонятно, как данный миф соотносился с общественной жизнью древних шумеров. Дейл Лаундервиль предположил, что этот миф свидетельствует о том, что шумерское общество запретило добрачный секс. Но это и козе понятно. А как соотносится с культовой практикой нисхождение в ад самой богини Нинлиль? Оно ведь тоже должно было иметь какие-то ритуальные аналоги, которые повторялись и воспроизводились в культе. Но мы об этом ничего не знаем и можем лишь догадываться. Очевидны инициатические корни этого "нисхождения" богини в преисподнюю. Это выводит нас на самые архаичные представления о таинстве встречи девушки с быком в "критические дни".

В целом, получается так, что мужчины, вслед за Энлилем, проходят все круги ада, когда они идут на поводу у своего члена, а женщины, вслед за Нинлиль, переживают все мытарства, когда они "попадаются на крючок". Вот такое стрекало-погоняло, этот мужской "окаянный отросток", из-за которого даже боги попадают в ад. Отчасти становятся понятны самооскопления жрецов Кибелы, "ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну" (Мф.5:27-30).

Tags: Месопотамия, инициация, мифология, секс, шумеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “Месопотамия” Tag

  • Община и государство в древней Ларсе.

    Н. В. Козырева в своей монографии "Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни" (М., 1988. С. 28-29) пишет: "Из того, что только часть…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • Дж. Мелларт о халафской культуре.

    В продолжение записи Немного о халафской культуре. " Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с…

  • Немного о халафской культуре.

    Немногие наверное слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Немного о самаррской культуре.

    Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. V тыс. до н. э. Самаррская культура. V тыс. до н. э.…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Мифология на "изломе" матриархата.

    В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между…

  • Арийская экспансия в Месопотамии.

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Сокровища тьмы" пишет: " Насколько мы можем судить, IV тысячелетие, как и времена,…

  • Инанна и её "землепашец".

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Секровища тьмы" пересказывает, как Инанна, в предвкушении брачных отношений с пастушком Думузи, поёт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments