Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Мифология на "изломе" матриархата.

В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между собой всё мироздание и, как племенные вожди, стали управлять своими "уделами". У шумеров три великих бога — Ану, Энлиль и Энки — разделили вселенную между собой, бросив жребий, подобно сыновьям, делящим отцовское имение; таким образом Ану, их отцу и верховному владыке, досталось небо; воителю Энлилю, его советнику, — земля, а мудрому Энки выпало повелевать подземными водами и морем.

Но как сквозь патриархальную олимпийскую мифологию проглядывает более древняя матриархальная мифология пеласгов, так и у шумеров как бы существуют две параллельные мифологии. Причём, в шумерской мифологии хорошо прослеживается борьба новых патриархальных мифологем со старыми матриархальными. Особенно это заметно на примере того, как бог Энки вначале дублирует функции богини Нинхурсаг, а затем и вытесняет её из пантеона.

Торкильд Якобсен пересказывает многочисленные перипетии борьбы Энки и Нинхурсаг, в которой просматривается стремление взять на себя её функции и полномочия. Я здесь приведу лишь один пример.

В мифе «Энки и Нинхурсаг» рассказывается о том, как в начале времён Энки, которому вместе с Нинхурсаг был отведён остров Тельмун (современный Бахрейн), оросил остров пресной водой и сделал город на нём благословенным обиталищем богини. Затем он попытался вступить с нею в связь, но встретил отказ и был вынужден сделать предложение вступить в законный брак. Плодом их союза стала богиня растительности Нин-сар — Nin-sar («Госпожа Растений»). Юной девушкой она гуляла по берегу реки, где её увидел Энки и соединился с ней так же, как и с её матерью. Нин-сар родила богиню горы Нинкур — Nin-kurra («Госпожа гор»), с которой, по достижении ею зрелости, произошло то же самое, что и с Нин-сар. Её отпрыском стала паучиха Утту (Uttu), богиня ткачества, шумерский аналог греческой Арахны. Рождение Утту побудило наконец Нинхурсаг к действиям: после строжайшего предупреждения она надёжно запёрла Утту в доме. Энки, однако, ухитрился соблазнить Утту обещаниями женитьбы, предложив ей выращенные с помощью садовника разнообразные плоды в качестве свадебных даров. Нинхурсаг, придя на помощь соблазнённой и покинутой Утту, изъяла из её тела семя Энки. Из этого семени произросло восемь растений. Случайно наткнувшись на эти растения, Энки даёт им имена и съедает их. Узнав об этом, Нинхурсаг в ярости проклинает его имя и даёт обет никогда не бросать на него своего живительного взора. Между тем растения, возникшие из семени Энки, развиваются в его теле и — поскольку беременность плохо согласуется с устройством мужского организма — вызывают смертельную болезнь. Боги безутешны при виде его мучительных страданий, однако не в состоянии дать избавления, до тех пор пока лисица, которая вызвалась привести Нинхурсаг, не выполняет своё обещание. Нинхурсаг раскаивается, прибегает, помещает Энки к себе во влагалище и рожает восемь детей, созревших в его теле. Восемь новорождённых богинь названы по имени различных частей тела Энки, где они были выношены; Энки выдаёт их замуж либо обеспечивает средствами к существованию.

Очень всё это похоже на олимпийскую мифологию, где творят и боги, и богини. Очевидно, такое положение характерно для переходного этапа от матриархата к патриархату. В Библии, например, уже нет никаких богинь, творцом мира и людей выступает Бог. Очевидно, в эпоху матриархата весь мир появлялся на свет из материнского чрева. А на изломе матриархата мы видим дублирование творения: бог Энки беременеет, но так как боги не рожают, богиня Нинхурсаг помещает его в своё влагалище, где он благополучно разрешается от бремени.
Tags: Месопотамия, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Месопотамия” Tag

  • Дж. Мелларт о халафской культуре.

    В продолжение записи Немного о халафской культуре. " Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с…

  • Немного о халафской культуре.

    Немногие наверное слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Немного о самаррской культуре.

    Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. V тыс. до н. э. Самаррская культура. V тыс. до н. э.…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Энлиль и Нинлиль.

    Бог Энлиль. Господин небесных энергий ( Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза»,…

  • Арийская экспансия в Месопотамии.

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Сокровища тьмы" пишет: " Насколько мы можем судить, IV тысячелетие, как и времена,…

  • Инанна и её "землепашец".

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Секровища тьмы" пересказывает, как Инанна, в предвкушении брачных отношений с пастушком Думузи, поёт…

  • Визирь Инанны Имдугуд.

    Т. Якобсен говорит, что изображение нуминозной силы грозы — Имдугуд — постепенно превратилось из тёмной грозовой тучи в громадного…

  • Богиня зерна.

    Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019) очень грубо-топорно пишет: "Когда шумеры вошли в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment