Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Рождение монархии.

Вавилонский бог Мардук (или «амар утук» — «телёнок Солнцебога Уту») соответствует Зевсу у греков или Юпитеру у римлян. Как и Зевс, родился он сравнительно поздно. С детством Зевса связан шум; по преданию, пещеру в горе Дикте на Крите, где он родился, охраняли куреты и корибанты, и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они громко стучали копьями в щиты, для того, чтобы плач ребёнка не услышал Кронос. И с детством Мардука тоже связан шум. Ану, дед юного Мардука, был, как водится, необычайно привязан к своему внуку и выдумал в подарок ему игрушки:

Ану зачал, породил четыре ветра,
вложил их ему в руку, (говоря): «Пусть
мой внук забавляется!»
Он создал прах, велел южной буре нести его,
нагнал волну, мутя Тиамат.
Возмущена Тиамат, днём и ночью богам нет покоя,
причиняет тревогу им каждая буря
.

Старые божества возмущены поведением новоявленного "вождя краснокожих", и они обращаются с мольбой к своей Матери Тиамат, дабы она избавила их от "засранца". Их раздражённые жалобы возымели действие: Тиамат проникается к ним глубоким сочувствием и принимается за снаряжение громадного войска. Она порождает ужасающих чудищ, которые возглавляют его:

Свирепых драконов она облачила ужасом,
увенчала их сиянием
и сделала богами,
чтобы всякий, кто взглянет на них, —
погиб бы от страха,
и они, если встанут во весь рост,
назад бы не обернулись
.

Предводителем армии Тиамат избирает своего второго мужа Кингу, наделяет его всей полнотой власти и вручает ему «таблицы судеб», на которые занесены решения, принятые собранием богов. Эти таблицы символизируют высшую власть над вселенной.

Новое поколение богов, чьим детищем был Мардук, пришли в замешательство и не знали, что делать. Наконец вспомнили о юном Мардуке и послали за ним. Мардук, ничуть не колеблясь, готов был сразиться с Тиамат, однако поставил условие: если он будет защищать богов, они должны вручить ему свою власть — он должен стать выше всех. Деваться некуда: боги даровали ему «царственность», требующую безоговорочного подчинения, и разящее без промаха оружие, и право миловать или убивать пленных врагов.

Дали ему скипетр, престол
и царское облачение,
дали ему оружие, что разит без промаха,
побеждая врага.
«Ступай, перережь Тиамат горло!
И пусть ветры кровь ее принесут сюда
как радостную весть»
.

Сделаю два замечания по поводу вышесказанного.

Во-первых, что касается шума. Кажется, Джек Лондон ввёл в оборот понятие "белое безмолвие" применительно к девственной природе зимней Аляски. Тишина стоит такая, что слышно, как сердце гоняет кровь по артериям. Там же, где появляется человек, тишина исчезает и появляется шум. Наверно, поэтому шум связан и с новым поколением богов, которые уже сильно отдалились от Матери Природы.

Во-вторых, здесь стоит обратить внимание на условия для передачи властных полномочий Мардуку. В записи Откуда есть пошла царская власть я уже касался этой темы. Чтобы возникла нужда в царе с диктаторскими полномочиями, необходимо прежде посеять хаос и создать невыносимые условия существоания. В случае с Мардуком всё началось с фразы дедушки Ану: «Пусть мой внук забавляется!» Детские "игрушки" - ветры, бури, ураганы, - разбудили спящих титанов, для борьбы с которыми Мардук потребовал для себя царский скипетр. Прямо как в жизни Петра Первого, который поначалу игрался в свои "потешные баталии", потом игры переросли в многолетнюю Северную войну, по завершении которой Пётр объявил себя императором.

Однако, вернёмся вновь к Мардуку. Формула его прихода к власти программна: в ней делается упор на то, что Мардук обладает чрезвычайной властью, которой он облечен богами под давлением угрозы нападения. Подчиняются они ему лишь ради достижения безопасности. Точно так же и в Древнем Риме будут "отдаваться" в руки диктаторов.

Вооружённый луком и стрелами, булавой и сетью для уловления Тиамат, Мардук выпустил перед собой молнию, наполнил тело сверкающим пламенем и взошёл на колесницу бури, сопровождаемый различными ураганными ветрами, которые он создал. Таким — в образе грозовой бури — он устремился навстречу Тиамат.

Тиамат и защитник богов, Мардук,
завязали бой,
вступили в единоборство,
сошлись в битве.
Раскинул владыка сеть, её опутал;
бурю, что следовала по пятам,
пустил в лицо ей.
Тиамат открыла пасть — широко, как могла;
он направил в неё бурю,
чтобы губ она не сомкнула.
Свирепые ветры заполнили ей чрево,
нутро у неё раздулось, и (рыгая)
рот она широко открыла:
он пустил стрелу, рассёк ей чрево,
разрубил ей утробу,
пронзил ей сердце.
Крепко стиснул её и жизнь прекратил ей
.

Из поверженного тела богини Тиамат Мардук сотворил мироздание. Сначала он разрубил Тиамат надвое и сделал из одной половины небо, а из другой половины - землю. Затем пронзил ей глаза, ставшие источниками Тигра и Евфрата.

Далее Мардук требует от побеждённых богов, чтобы они построили ему город и дом, который служил бы постоянным царским административным центром и местом для проведения собраний. Называться он должен Вавилоном. Мардук великодушно прощает богов, примкнувших к Тиамат, отпускает их на волю и поручает им строительные работы. Избежав смерти, боги простираются пред ним во прахе, восхваляют как своего царя и избавителя и обещают построить дом, какой только ему заблагорассудится. Их готовность взять на себя тяжкий труд побуждает Мардука замыслить новое искусное предприятие. Для облегчения бремени богов он решает сотворить ради них новое великое благо — создать человека.

Свяжу я жилы,
скреплю я кости.
Создам я Lullu [1], дам ему имя «человек»,
сотворю человека-Lullu
Пусть он несёт труды вместо богов,
чтобы они свободно вздохнули.
Затем я искусно распоряжусь
путями богов;
воистину спутаны они вместе, как клубок,
пусть разделятся надвое
.

По совету своего отца Эйи Мардук созывает богов на совет, где обвиняет Кингу в том, что тот был зачинщиком нападения на богов — тем самым, кто взбаламутил Тиамат. Связанного Кингу приводят к Эйе и убивают, и Эйя сотворяет человека из его крови:

Они связали его, привели к Эйе,
возвели на него вину,
перерезали жилы-;
из крови его людей сотворил он;
возложил на них труд, богам дал свободу
.

Избавленные отныне человеком от низменного труда, боги обрели свободу для разнообразных задач по управлению мирозданием, и Мардук разделяет их на две группы: одни должны помогать Ану в небесных делах, другие — наблюдать за ходом дел на земле. Всем им он отдаёт свои приказания и назначает судьбы.

Благодарные боги подтверждают свою признательность действием — и в последний раз берут в руки лопаты, чтобы воздвигнуть Вавилон и храм в нём:

Ануннаки взялись за лопаты,
целый год кирпичи изготовляли;
по наступлении второго года
воздвигли вершину Эсагилы [2]
(над и) напротив Апсу
и построили верхний (двойник)
зиккурата (что) в Алсу.
Для Ану, Энлиля, Эйи и для него
поставили там сиденья;
в величии он воссел перед ними,
рога его (тиары) смотрели
вверх на корни Эшарры (неба)
.

По окончании строительства Мардук приглашает богов на пир в новом жилище, где Ану возвёл Мардука на царский престол. Боги склонились перед ним и связали себя клятвой, умастив себе шею маслом и водой. Затем они по всей форме даровали ему царственность на вечные времена, назначив его непреходящим властителем богов неба и земли.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Слово lullu означает примерно «дикарь», но также и «могучий древний человек».

[2] Эсагила—храм Мардука в городе Вавилоне.

Tags: Вавилон, Тиамат, царь
Subscribe

Posts from This Сommunity “царь” Tag

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Не "цари", а деревенские "кулаки".

    "Традиция, зафиксированная Ливием, утверждает, что Рим в 753 г. до н. э. основал Ромул, потомок троянского Энея, сам — сын богини…

  • Семантика образа Быка в Чатал-Хююке.

    В статье Е. Г. Вырщикова " Культ быка в культуре Чатал-Хююк" приводятся изображения быков с неестественно длинными рогами.…

  • Глубинные основы женственности.

    В мировой мифолии имеются примеры, описывающие, как женщина "светится" изнутри. Как пример можно привести отрывок из Нартского эпоса:…

  • Откуда есть пошла царская власть.

    Торкильд Якобсен пишет, применительно к истории Месопотамии: "Согласно имеющимся свидетельствам, сан царя первоначально был временной…

  • В борьбе обретёшь ты право своё, царь Мардук!

    Очень интересные мысли высказывает К. М. Магомедов в статье "Некоторые гендерные и антропологические проблемы рациональной теологии"…

  • Особенности наследования власти в Древнем Риме.

    Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев затронули тему наследования власти в статье "ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА ЦАРЕЙ В…

  • Мундус.

    Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий",…

  • Про этрусских лукумонов.

    Были у этрусков загадочные лукумоны, своего рода иноземные "варяги", наделённые сакральной властью. В этой связи особенно примечательно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments