Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О цивилизаторской роли женщины.

В Библии имеется загадочная запись: "В то время (т. е. до всемирного потопа) были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди".

Не этих ли "исполинов" - nephilim создал Мардук, согласно шумерской мифологии? Как мы знаем, он создал людей для облегчения бремени богов, чтобы люди работали на земле, а боги сидели в небесной канцелярии и подсчитывали профит.

Свяжу я жилы,
скреплю я кости.
Создам я Lullu, дам ему имя «человек»,
сотворю человека-Lullu
Пусть он несёт труды вместо богов,
чтобы они свободно вздохнули.


Слово lullu означает примерно «дикарь», но также и «могучий древний человек».

По всей видимости, в старовавилонском «Эпосе о Гильгамеше» этот «могучий древний человек» представлен в образе Энкиду. Энкиду — это человек, находящийся в первобытном состоянии. Он обладает чудовищной силой, ходит обнажённым, всё его тело покрыто шерстью, волосы у него длинные, как у женщины, и густые, как колосья хлеба. Он, с одной стороны, напоминает йети или "снежного человека",

сасквоч сша

а, с другой стороны, древнего гоминида типа неандертальца.

Он ничего не знает ни о стране, в которой живёт, ни о населяющих её людях: бродит вместе с газелями по степи, ест траву и вечерами утоляет жажду вместе с животными у водопоя. Друг зверей, он помогает им спасаться от охотников: засыпает вырытые ямы-западни и ломает поставленные ловушки. Это сталкивает его с человеком. Охотник, живущий поблизости, терпит тяжёлые лишения из-за дел Энкиду, но, поскольку Энкиду велик и силён, противостоять ему он не может. В отчаянии охотник идёт к отцу и рассказывает ему о пришельце, который мешает его промыслу. Отец охотника советует отправиться в Урук к Гильгамешу и попросить у него блудницу: та, явившись сюда, соблазнит Энкиду, который ради неё оставит зверей. Охотник отправляется в Урук и обращается к Гильгамешу с мольбой. Гильгамеш, выслушав его рассказ, велит охотнику взять и увести с собой блудницу, которая испробует на Энкиду свои чары.

Итак, охотник находит блудницу, вместе они возвращаются в степь, на третий день добираются до водопоя, куда Энкиду любит приходить вместе с животными, и там устраивают засаду. Проходит день, другой — на третий день появляется Энкиду, а с ним звери, которые принимаются пить воду. Охотник, указав блуднице на Энкиду, побуждает её снять одежды и попытаться привлечь внимание Энкиду. Это удаётся ей как нельзя лучше, и Энкиду вкушает наслаждение шесть дней и семь ночей, забыв обо всём на свете. Насытившись наконец женщиной, на седьмую ночь он хочет вернуться к своим зверям. Но животные разбегаются. Он бросается за ними вдогонку, однако обнаруживает, что утратил прежнюю силу и былое проворство. Догнать их он не в состоянии.

Отчасти причиной тому является известная усталость, однако с уверенностью можно предположить, что создатель поэмы вкладывал в этот эпизод большой смысл. В судьбе Энкиду произошла некая решающая магическая перемена. Легко возникающая естественная симпатия, существующая между детьми и животными, оставила Энкиду, как только он перестал быть ребёнком и лишился невинности. Познав женщину, он сделал свой выбор: отныне он принадлежит человеческому роду: животные теперь боятся его и более не могут вступать с ним, как раньше, в безмолвное общение. Не сразу и не до конца, но всё же Энкиду осознаёт это. «Он стал взрослым, — говорит автор поэмы, — его разумение расширилось». Энкиду смиряется с тем, что зверей ему не догнать, и возвращается к блуднице, которая встречает его очень приветливо:

Я смотрю на тебя, Энкиду,
ты подобен богу!
Зачем ты бродишь
в степи со зверями?
Пойдём, дай мне ввести тебя
в Урук с широкими улицами,
в священный храм, обиталище Ану
.

Слова блудницы радуют Энкиду, и он решает последовать её совету. Тогда она делится с ним своей одеждой и, взяв за руку, ведёт по степи к пастушескому стану, где их встречают радушно и гостеприимно. Здесь Энкиду впервые сталкивается с цивилизацией и всеми её сложностями. Пастухи ставят перед ним еду и питьё — нечто, совершенно ему неведомое.

Он был приучен сосать
лишь молоко зверей;
хлеб поставили перед ним.
Он смутился, он глядит,
он смотрит.
Энкиду не знал,
как едят хлеб,
он не был обучен,
как пить пиво.
Блудница открыла уста
и сказала Энкиду:
«Ешь хлеб, Энкиду,
это опора жизни!
Пей пиво —
это обычай страны!»
Энкиду ел хлеб,
пока не насытился,
пил пиво —
семь кувшинов —
отдохнул он душой, возвеселился,
нутро у него взыграло,
лицо просветлело.
Он омыл водой
своё волосатое тело,
умастился маслом
и стал как все люди.
Надел облаченье,
как юноша знатный.
Оружие взял,
сражался со львами
,
и пастухи мирно спали ночью
.

В общем, Энкиду до встречи с женщиной был заодно с животными,

Canosa,_decorazioni_di_un_askos_con_scene_di_caccia,_270-200_ac

а после общения с женщиной он стал сражаться со зверями, уподобившись Ашшурбанапалу.

Assyrian relief sculpture from the North Palace at Nineveh, depicting King Ashurbanipal (r. 669-631 or 627 BCE) killing a lion

Мы видим здесь цивилизаторскую роль женщины. Именно после общения с женщиной в судьбе Энкиду произошла решающая магическая перемена, равнозначная преображению: он из зверя превратился в человека.

Это напоминает нам библейскую историю о том, как Ева вкусила некий запретный плод в Эдемском саду и угостила Адама, и после этого "открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги", то есть Адам и Ева впервые ощутили стыд - человеческое качество (животные не стыдятся). Значит, можно предполагать, что до этого они не были людьми, или были "не совсем людьми", типа дикарей-lullu. И если стыд пришёл через Еву, значит, и здесь женщина предстаёт в роли "культуртрегера" для своего диковатого партнёра.
Tags: антропология, культурология, мифология, проституция, шумеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “шумеры” Tag

  • Что было раньше: царь или город?

    Сегодня утром, при входе в Интернет через браузер "Яндекс", увидел в рекламе "Яндекс. Дзен" статью " Какой город считают…

  • Портрет незнакомки.

    Около 2100 г. до н. э. в Сузиане появилась массовая штамповка глиняных красавиц, которых до этого лепили от руки. Поздние экземпляры напоминают…

  • Парадоксальная любовь богини Иштар.

    Гильгамеш, насколько нам известно, — историческая фигура, царь города Урука (библейское «Эрех»), правивший ок. 2600 г. до н. э.…

  • Нинхурсаг.

    Шумерская богиня Нинхурсаг (известная также под именами Нинтур, Нинменна, Нинмах — «Госпожа превеликая», Дингирмах, Аруру; на…

  • Энлиль и Нинлиль.

    Бог Энлиль. Господин небесных энергий ( Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза»,…

  • Это сладкое слово - свобода!

    Амарги — это шумерское слово, первое письменное выражение понятия свободы. В буквальном переводе оно означает «возвращение к…

  • О религии Месопотамии. Думузи-Таммуз и Инанна-Иштар.

    Мирча Элиаде говорит, что " до сих пор не найдено ещё ни одного собственно космогонического текста, однако некоторые намёки позволяют…

  • О религии, смерти и морали.

    Интересны дошедшие до нас изображения молящихся шумеров. Такое положение рук - что напоминает? Покойника в гробу. " По…

  • Богиня с различными именами.

    Мариан Белицкий в своей книге "Шумеры. Забытый мир" сообщает следующее: "Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments