Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Парадоксальная любовь богини Иштар.

Гильгамеш, насколько нам известно, — историческая фигура, царь города Урука (библейское «Эрех»), правивший ок. 2600 г. до н. э. Резонно предположить, что сказания о нём распространялись длительное время после его смерти, однако для нас они становятся доступны только приблизительно с 2100 г. до н. э., когда их подхватывают придворные поэты Третьей Династии Ура. Цари этой династии считали Гильгамеша своим предком.

Гильгамеш стал персонажем шумерских сказаний и аккадского эпоса — одного из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос о Гильгамеше» рассказывает о том, как в царя, на самой вершине его славы, влюбляется богиня Урука - Иштар и предлагает стать её супругом. Тогда она подарит ему колесницу из золота и лазурита, цари будут преклонять перед ним колени, его козы приносить тройней, а овцы — двойней.

Но Гильгамеш отнюдь не прельщён подобной перспективой, которая вызывает у него никак не радость, а скорее даже смятение. Вместо спокойного отказа он осыпает Иштар обвинениями: она — и недостроенная дверь, которая не защищает от ветра и сквозняков; смола, которая пачкает того, кто её несёт; дырявый мех, обливающий того, кто его держит; сандалия, жмущая ногу владельца, и так далее. Более того, он напоминает о том, что все, кого Иштар любила прежде, кончили плохо. Среди них — Думузи (или Таммуз), предмет её девической любви, ежегодные оплакивания которого она учредила. Любила она и пёструю птичку, которой сама же сломала крыло, и та скитается теперь в лесах с криком «kappī! каррī!» («моё крыло! моё крыло!»). Любила она и льва, для которого вырыла ямы-ловушки, и боевого коня, которому определила кнут и шпоры. Любила она и пастуха, которого потом превратила в волка и натравила на него его же собак; любила и садовника своего отца, Ишуллану, на которого наслала несчастье, когда он отверг её притязания.

Выслушав этот каталог своих прегрешений, Иштар — никогда не отличавшаяся терпением — бросается к своему отцу Ану, богу небес, с жалобой на Гильгамеша. Не в силах стерпеть нанесённого ей оскорбления, Иштар просит у него небесного быка, дабы погубить Гильгамеша.

Ану соглашается не сразу и высказывает предположение о том, что Иштар сама вызвала Гильгамеша на бранные речи. Однако Иштар полна такой ярости, что угрожает, в случае отказа, сломать ворота подземного царства и выпустить оттуда мёртвых, чтобы они пожирали живых. Ану напоминает: небесный бык, оказавшись на воле, причинит такие разрушения, что за этим последует семь лет голода. Но Иштар уверяет, что она запасла достаточно зерна и сена для людей и скота, и в конце концов Ану уступает.

Бык, которого Иштар ведёт в Урук, представляет собой ужасную угрозу. От первого же его выдоха в земле разверзается яма, в которую падает сто мужей, от второго выдоха — вторая, и в неё падает ещё двести мужей. Однако Гильгамеш и Энкиду доказывают своё давнее умение обращаться с животными. Энкиду заходит сзади быка и крутит ему хвост (испытанный ковбойский приём), в то время как Гильгамеш, подобно матадору, вонзает в шею быка меч.

Гибель небесного быка потрясает Иштар. Она взбирается на городскую стену, исполняет танец скорби и проклинает Гильгамеша. Услышав это, Энкиду отрывает заднюю ногу быку и швыряет её в сторону Иштар с возгласом: «Ты! Если бы только я мог до тебя добраться, я бы сделал с тобой то же самое». Иштар со своими прислужницами поднимает плач над бедром быка, а Гильгамеш и Энкиду омываются в Евфрате и с триумфом возвращаются в Урук.

После этого Энкиду тяжело заболевает. Поражённый ужасом перед надвигающимся концом, он сожалеет, что явился в Урук, и проклинает тех, кто привёл его сюда, — охотника и блудницу. И вот, наконец, сердце Энкиду остановилось.

(Гильгамеш) притронулся к его сердцу —
оно не билось.
Тогда закрыл он лицо другу,
словно невесте...
Как орёл, он кружил над ним;
будто львица, что, (вернувшись, встречает своих львят),
он кружил перед своим другом;
рвал и разбрасывал волосы,
срывал и топтал украшения с тела.


Постигшая его утрата непереносима. Всё существо Гильгамеша отказывается принять её:

Тот, кто со мной одолел все тяготы,
Энкиду, которого нежно люблю я,
того, кто со мной одолел все тяготы, —
участь человека его постигла.
День и ночь напролёт над ним рыдал я,
не давал его зарывать в землю,
словно мог ещё друг мой подняться снова,
заслышав мои (громкие) вопли, —
семь дней и ночей,
пока червь не выпал из его носа.
Его нет — и мне не найти утешенья,
буду странствовать я, как охотник в пустыне
.

Смерть, страх смерти становится навязчивой идеей Гильгамеша. Он не может думать ни о чём другом; мысль о том, что он должен умереть, преследует его днём и ночью, не давая покоя. Он слышал о своём предке — Утнапиштиме, который обрёл вечную жизнь и теперь живёт где-то далеко на западе, на краю света. Он решает отправиться к нему, чтобы выведать секрет бессмертия.

И вот Гильгамеш отправляется в путь, на поиски бессмертия.

Вот чем обернулась для Гильгамеша встреча с богиней! Он взалкал [1] бессмертия. Все его думы сосредоточены на одном: как избежать смерти. За воротами его царского дворца простираются неоглядные степи: в них Гильгамеш скитается, поддерживая жизнь охотой на диких зверей. Съедая мясо, он одевается в их шкуры. Он уподобляется своему умершему другу Энкиду, когда тот жил вместе со зверями до своей встречи с блудницей. Кстати, когда Иисус Христос был сорок дней в пустыне, в Евангелии сказано, что Он был там "со зверями; и Ангелы служили Ему". Интересный оборот, о котором очень мало что говорят и пишут: Ангелы служат тому, кто заключил мир со зверями.

Опустим все перипетии, связанные с поиском бессмертия, и скажем лишь, что Гильгамеш не нашёл того, чего искал. Он проявил присущие человеку слабости: не смог бодрствовать хотя бы неделю и уснул [2], да к тому же ещё и солгал, и когда он нашёл цветок бессмертия, то оставил его без присмотра и пошёл к воде освежиться от палящего зноя, а в это время змея проглотила цветок и "обновилась", спустив с себя старую шкурку. Однако сами попытки Гильгамеша найти бессмертие резко выделяют его из человеческой толпы, возвышают до уровня Героя. Вот в этом, пожалуй, и заключается конечный результат встречи с богиней. Она выгоняет полюбившегося ей человека из удобного "человейника" [3], и в этом-то лишении удобств и заключается трагедия, потому Гильгамеш и говорит, что все, кого Иштар любила прежде, кончили плохо. На самом же деле, плохо кончают все, кого Иштар не любила, - все они умирают, несмотря на сытую и благополучную жизнь. А тем, кого Иштар полюбила, она даёт шанс обрести бессмертие.

------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср.: "алкающий спасенья" - Пушкин; "ум, алчущий познанья" - Грибоедов, и мн. др.

[2] Сон несёт в себе смысл смерти. Не пройдя испытание, Гильгамеш теряет возможность обретения бессмертия, засыпая, он как бы умирает (Эпос о Гильгамеше, табл.XI, ст. 197-228)373. Но дело не в том, что Гильгамеш не смог побороть сон-смерть, а в том, что он жив. Бессмертие же, как ни парадоксально это звучит, есть мёртвое состояние.

[3] Здесь "человейник" конкатенация из человеческий + муравейник.
Tags: Иисус, Иштар, бессмертие, бык, любовь, шумеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “бессмертие” Tag

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Женщина-"сосуд".

    Прежде всего, женщина способна давать новую жизнь, и с этим связана семантика женского тела как сосуда, непосредственно за которым стоит образ дающей…

  • Бессмертие жизни.

    в Nature Communications была опубликована статья, в которой говорится, что были проанализированы донные осадки морского дна возрастом от 13 до почти…

  • О доктрине Вечного Возвращения.

    В недавней записи Признаки матриархального общества говорилось о том, что одним из культурных признаков матриархата является вера в перерождение…

  • Хитрый Мауи.

    "В полинезийской мифологии Мауи пытается добыть для человечества бессмертие, проникнув в вагину Хине, богини смерти и подземного мира, пройдя…

  • Элевсинские тайны.

    Ольга Шульчева-Джарман сообщает в своей статье " Сильная родила Сильного": " В святилище Элевсина, в ночь великого таинства,…

  • Венок как символ вечной жизни.

    Всем известна картина девушек, плетущих венки и пускающих их по течению реки в ночь накануне Ивана Купалы. В этих венках из цветов, трав,…

  • Грёбаный артикль!

    Вода - бессмертна, а человек - смертен. Это потому, что вода - без артикля (water), а человек - с артиклем (a person).

  • Морфей и Ирида.

    Pierre-Narcisse Guérin (1779-1833)-'Morpheus and Iris'-1811 St Petersburg-Hermitage Главная роль Ириды — быть вестницей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Сommunity “бессмертие” Tag

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Женщина-"сосуд".

    Прежде всего, женщина способна давать новую жизнь, и с этим связана семантика женского тела как сосуда, непосредственно за которым стоит образ дающей…

  • Бессмертие жизни.

    в Nature Communications была опубликована статья, в которой говорится, что были проанализированы донные осадки морского дна возрастом от 13 до почти…

  • О доктрине Вечного Возвращения.

    В недавней записи Признаки матриархального общества говорилось о том, что одним из культурных признаков матриархата является вера в перерождение…

  • Хитрый Мауи.

    "В полинезийской мифологии Мауи пытается добыть для человечества бессмертие, проникнув в вагину Хине, богини смерти и подземного мира, пройдя…

  • Элевсинские тайны.

    Ольга Шульчева-Джарман сообщает в своей статье " Сильная родила Сильного": " В святилище Элевсина, в ночь великого таинства,…

  • Венок как символ вечной жизни.

    Всем известна картина девушек, плетущих венки и пускающих их по течению реки в ночь накануне Ивана Купалы. В этих венках из цветов, трав,…

  • Грёбаный артикль!

    Вода - бессмертна, а человек - смертен. Это потому, что вода - без артикля (water), а человек - с артиклем (a person).

  • Морфей и Ирида.

    Pierre-Narcisse Guérin (1779-1833)-'Morpheus and Iris'-1811 St Petersburg-Hermitage Главная роль Ириды — быть вестницей…