Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Парадоксальная любовь богини Иштар.

Гильгамеш, насколько нам известно, — историческая фигура, царь города Урука (библейское «Эрех»), правивший ок. 2600 г. до н. э. Резонно предположить, что сказания о нём распространялись длительное время после его смерти, однако для нас они становятся доступны только приблизительно с 2100 г. до н. э., когда их подхватывают придворные поэты Третьей Династии Ура. Цари этой династии считали Гильгамеша своим предком.

Гильгамеш стал персонажем шумерских сказаний и аккадского эпоса — одного из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос о Гильгамеше» рассказывает о том, как в царя, на самой вершине его славы, влюбляется богиня Урука - Иштар и предлагает стать её супругом. Тогда она подарит ему колесницу из золота и лазурита, цари будут преклонять перед ним колени, его козы приносить тройней, а овцы — двойней.

Но Гильгамеш отнюдь не прельщён подобной перспективой, которая вызывает у него никак не радость, а скорее даже смятение. Вместо спокойного отказа он осыпает Иштар обвинениями: она — и недостроенная дверь, которая не защищает от ветра и сквозняков; смола, которая пачкает того, кто её несёт; дырявый мех, обливающий того, кто его держит; сандалия, жмущая ногу владельца, и так далее. Более того, он напоминает о том, что все, кого Иштар любила прежде, кончили плохо. Среди них — Думузи (или Таммуз), предмет её девической любви, ежегодные оплакивания которого она учредила. Любила она и пёструю птичку, которой сама же сломала крыло, и та скитается теперь в лесах с криком «kappī! каррī!» («моё крыло! моё крыло!»). Любила она и льва, для которого вырыла ямы-ловушки, и боевого коня, которому определила кнут и шпоры. Любила она и пастуха, которого потом превратила в волка и натравила на него его же собак; любила и садовника своего отца, Ишуллану, на которого наслала несчастье, когда он отверг её притязания.

Выслушав этот каталог своих прегрешений, Иштар — никогда не отличавшаяся терпением — бросается к своему отцу Ану, богу небес, с жалобой на Гильгамеша. Не в силах стерпеть нанесённого ей оскорбления, Иштар просит у него небесного быка, дабы погубить Гильгамеша.

Ану соглашается не сразу и высказывает предположение о том, что Иштар сама вызвала Гильгамеша на бранные речи. Однако Иштар полна такой ярости, что угрожает, в случае отказа, сломать ворота подземного царства и выпустить оттуда мёртвых, чтобы они пожирали живых. Ану напоминает: небесный бык, оказавшись на воле, причинит такие разрушения, что за этим последует семь лет голода. Но Иштар уверяет, что она запасла достаточно зерна и сена для людей и скота, и в конце концов Ану уступает.

Бык, которого Иштар ведёт в Урук, представляет собой ужасную угрозу. От первого же его выдоха в земле разверзается яма, в которую падает сто мужей, от второго выдоха — вторая, и в неё падает ещё двести мужей. Однако Гильгамеш и Энкиду доказывают своё давнее умение обращаться с животными. Энкиду заходит сзади быка и крутит ему хвост (испытанный ковбойский приём), в то время как Гильгамеш, подобно матадору, вонзает в шею быка меч.

Гибель небесного быка потрясает Иштар. Она взбирается на городскую стену, исполняет танец скорби и проклинает Гильгамеша. Услышав это, Энкиду отрывает заднюю ногу быку и швыряет её в сторону Иштар с возгласом: «Ты! Если бы только я мог до тебя добраться, я бы сделал с тобой то же самое». Иштар со своими прислужницами поднимает плач над бедром быка, а Гильгамеш и Энкиду омываются в Евфрате и с триумфом возвращаются в Урук.

После этого Энкиду тяжело заболевает. Поражённый ужасом перед надвигающимся концом, он сожалеет, что явился в Урук, и проклинает тех, кто привёл его сюда, — охотника и блудницу. И вот, наконец, сердце Энкиду остановилось.

(Гильгамеш) притронулся к его сердцу —
оно не билось.
Тогда закрыл он лицо другу,
словно невесте...
Как орёл, он кружил над ним;
будто львица, что, (вернувшись, встречает своих львят),
он кружил перед своим другом;
рвал и разбрасывал волосы,
срывал и топтал украшения с тела.


Постигшая его утрата непереносима. Всё существо Гильгамеша отказывается принять её:

Тот, кто со мной одолел все тяготы,
Энкиду, которого нежно люблю я,
того, кто со мной одолел все тяготы, —
участь человека его постигла.
День и ночь напролёт над ним рыдал я,
не давал его зарывать в землю,
словно мог ещё друг мой подняться снова,
заслышав мои (громкие) вопли, —
семь дней и ночей,
пока червь не выпал из его носа.
Его нет — и мне не найти утешенья,
буду странствовать я, как охотник в пустыне
.

Смерть, страх смерти становится навязчивой идеей Гильгамеша. Он не может думать ни о чём другом; мысль о том, что он должен умереть, преследует его днём и ночью, не давая покоя. Он слышал о своём предке — Утнапиштиме, который обрёл вечную жизнь и теперь живёт где-то далеко на западе, на краю света. Он решает отправиться к нему, чтобы выведать секрет бессмертия.

И вот Гильгамеш отправляется в путь, на поиски бессмертия.

Вот чем обернулась для Гильгамеша встреча с богиней! Он взалкал [1] бессмертия. Все его думы сосредоточены на одном: как избежать смерти. За воротами его царского дворца простираются неоглядные степи: в них Гильгамеш скитается, поддерживая жизнь охотой на диких зверей. Съедая мясо, он одевается в их шкуры. Он уподобляется своему умершему другу Энкиду, когда тот жил вместе со зверями до своей встречи с блудницей. Кстати, когда Иисус Христос был сорок дней в пустыне, в Евангелии сказано, что Он был там "со зверями; и Ангелы служили Ему". Интересный оборот, о котором очень мало что говорят и пишут: Ангелы служат тому, кто заключил мир со зверями.

Опустим все перипетии, связанные с поиском бессмертия, и скажем лишь, что Гильгамеш не нашёл того, чего искал. Он проявил присущие человеку слабости: не смог бодрствовать хотя бы неделю и уснул [2], да к тому же ещё и солгал, и когда он нашёл цветок бессмертия, то оставил его без присмотра и пошёл к воде освежиться от палящего зноя, а в это время змея проглотила цветок и "обновилась", спустив с себя старую шкурку. Однако сами попытки Гильгамеша найти бессмертие резко выделяют его из человеческой толпы, возвышают до уровня Героя. Вот в этом, пожалуй, и заключается конечный результат встречи с богиней. Она выгоняет полюбившегося ей человека из удобного "человейника" [3], и в этом-то лишении удобств и заключается трагедия, потому Гильгамеш и говорит, что все, кого Иштар любила прежде, кончили плохо. На самом же деле, плохо кончают все, кого Иштар не любила, - все они умирают, несмотря на сытую и благополучную жизнь. А тем, кого Иштар полюбила, она даёт шанс обрести бессмертие.

------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср.: "алкающий спасенья" - Пушкин; "ум, алчущий познанья" - Грибоедов, и мн. др.

[2] Сон несёт в себе смысл смерти. Не пройдя испытание, Гильгамеш теряет возможность обретения бессмертия, засыпая, он как бы умирает (Эпос о Гильгамеше, табл.XI, ст. 197-228)373. Но дело не в том, что Гильгамеш не смог побороть сон-смерть, а в том, что он жив. Бессмертие же, как ни парадоксально это звучит, есть мёртвое состояние.

[3] Здесь "человейник" конкатенация из человеческий + муравейник.
Tags: Иисус, Иштар, бессмертие, бык, любовь, шумеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “бессмертие” Tag

  • Воскресение жизни.

    Как сказано у Гомера в Илиаде, " Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков..." А ещё они подобны траве, которую Смерть…

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Женщина-"сосуд".

    Прежде всего, женщина способна давать новую жизнь, и с этим связана семантика женского тела как сосуда, непосредственно за которым стоит образ дающей…

  • Бессмертие жизни.

    в Nature Communications была опубликована статья, в которой говорится, что были проанализированы донные осадки морского дна возрастом от 13 до почти…

  • О доктрине Вечного Возвращения.

    В недавней записи Признаки матриархального общества говорилось о том, что одним из культурных признаков матриархата является вера в перерождение…

  • Хитрый Мауи.

    "В полинезийской мифологии Мауи пытается добыть для человечества бессмертие, проникнув в вагину Хине, богини смерти и подземного мира, пройдя…

  • Элевсинские тайны.

    Ольга Шульчева-Джарман сообщает в своей статье " Сильная родила Сильного": " В святилище Элевсина, в ночь великого таинства,…

  • Венок как символ вечной жизни.

    Всем известна картина девушек, плетущих венки и пускающих их по течению реки в ночь накануне Ивана Купалы. В этих венках из цветов, трав,…

  • Грёбаный артикль!

    Вода - бессмертна, а человек - смертен. Это потому, что вода - без артикля (water), а человек - с артиклем (a person).

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

Posts from This Сommunity “бессмертие” Tag

  • Воскресение жизни.

    Как сказано у Гомера в Илиаде, " Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков..." А ещё они подобны траве, которую Смерть…

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Женщина-"сосуд".

    Прежде всего, женщина способна давать новую жизнь, и с этим связана семантика женского тела как сосуда, непосредственно за которым стоит образ дающей…

  • Бессмертие жизни.

    в Nature Communications была опубликована статья, в которой говорится, что были проанализированы донные осадки морского дна возрастом от 13 до почти…

  • О доктрине Вечного Возвращения.

    В недавней записи Признаки матриархального общества говорилось о том, что одним из культурных признаков матриархата является вера в перерождение…

  • Хитрый Мауи.

    "В полинезийской мифологии Мауи пытается добыть для человечества бессмертие, проникнув в вагину Хине, богини смерти и подземного мира, пройдя…

  • Элевсинские тайны.

    Ольга Шульчева-Джарман сообщает в своей статье " Сильная родила Сильного": " В святилище Элевсина, в ночь великого таинства,…

  • Венок как символ вечной жизни.

    Всем известна картина девушек, плетущих венки и пускающих их по течению реки в ночь накануне Ивана Купалы. В этих венках из цветов, трав,…

  • Грёбаный артикль!

    Вода - бессмертна, а человек - смертен. Это потому, что вода - без артикля (water), а человек - с артиклем (a person).