Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Немного о матрилинейных обществах.

В лесах с тёплым климатом (от экватора до субтропиков) сохранился особый хозяйственный уклад: сочетание охоты и примитивного огородничества. Такой экономический базис дал весьма оригинальную надстройку. Охотой занимаются мужчины, а огородничеством – женщины (мужчины принимают участие только в расчистке участка от деревьев). Поскольку к земле привязаны женщины, то все земельные имущественные отношения выстраиваются между коллективами женщин-родственниц. Отсюда – счёт родства исключительно по материнской линии. Мужчина в семье жены – приходящий чужак: он остаётся привязан к семье своей матери и сестёр.

Ныне остатки такого хозяйственного и семейного уклада сохраняются у отдельных кланов лесных народностей Юньнани, Индокитая, Индии, Индонезии, Южной Америки. Раньше, когда зверья всюду было побольше, шире был распространён и соответствующий уклад – возможно, и в нашем умеренном поясе. Мифы майя-киче основной чертой мужчин той эпохи считают лень, а главным атрибутом – гамак. В отличие от труженика земледельческой поры, мужчина из охотничье-огородного клана мог бездельничать – если «неохота на охоту»: вот такой вот «матриархат».

Местами наследование по женской линии сохранялось долго: так от матери к дочери переходил трон у пиктов, а королём становился муж правительницы. Отголоски этого запечатлены и в легендах Ирландии: «Считается, что Эохайд Дала получил титул короля “с согласия Медб при условии, что он станет её мужем”. Ирландская традиция упоминает и о другой Медб – королеве Лейнстера, Медб Летдерг (“полукрасная” или “красная с одной стороны”), дочери Конана из Кулы. Она была поочерёдно женой девяти королей Ирландии, включая отца Конна, его сына Арта и Кормака сына Арта. “Велика была сила Медб над мужами Ирландии, ибо не мог стать королём Тары тот, чьей супругой она не была”. Так, когда умер Арт, “его сын Кормак не мог стать королём Ирландии, пока Медб не соединилась с ним”» (Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М.: Энигма, 1999).

История зафиксировала смену традиций наследования у правителей хеттов. Политическое завещание царя Хаттусили I было таково: «Впредь никто не возвеличит сына своей сестры, не воспитает его как своего сына». По прежней системе, если царь не возражал, его преемником назначался сын старшей сестры. Царь Телепину закрепил новый порядок законодательно: «Пусть царевич, сын от главной жены, будет царём. Если нет сына от главной жены, пусть сын жены второго ранга будет царём. Если же нет царевича, пусть возьмут мужа для дочери жены первого ранга, и пусть он станет царём» (Волков А.В., Непомнящий Н.Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. М.: Вече, 2004, с.135-136).

(Из статьи Константина Корелина Матриархат и судьба Гамлета)
Tags: власть, земледелие, кельты, матрилинейность, хетты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments