Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Почему Киев - "мать" городов русских?

И. Г. Франк-Каменецкий в своей статье "Женщина-город в библейской эсхатологии" пишет:

"Метафорическая связь 'города' и 'женщины', resр. 'матери', легко улавливается в живом доныне термине «метрополия», буквальный смысл которого - 'мать+город' - уже более не осознаётся. Достаточно известно, что в древней Греции названный термин служил для выражения взаимоотношения между городом-государством и выделившимися из него колониями. Менее общеизвестно, хотя и лежит на поверхности, то, что совершенно аналогичное выражение мы имеем в Ветхом Завете в стереотипной формуле «город и его (по-евр. "её") дочери» для обозначения города, социально объединяющего ряд более мелких селений. В данном случае метафора «материнства» отнюдь не находит для себя опоры в реальных взаимоотношениях, поскольку означенные мелкие селения далеко не всегда возникали путём выделения из общего центра. Однако, то обстоятельство, что в обоих упомянутых языках, как и в ряде других, живых и исторических, термин 'город' грамматически оформлен в женском роде, отнюдь не может быть признано случайным. Та ступень осёдлого быта, на которой впервые возникает прочное поселение как зародыш будущего города, тесно связана с утверждением ранних форм земледелия, а стало быть и матриархата, наложившего свою печать и на идеологическое оформление 'города' в процессе развития миросозерцания, в частности, религиозных верований".

И далее И. Г. Франк-Каменецкий поясняет, что в эпоху неолита "город" и род ничем не отличались. Город был разросшимся родовым поселением. "Если лат. «urbs» обозначает не только город, но и его население, то греч. «polis» может обозначать, кроме того, и более обширную населённую территорию. В грузинском термине «sopeli» объединены такие значения, как 'вселенная', 'земля', 'страна', 'селение', включая их 'обитателей', подобно тому, как русское слово «мир», означая 'вселенную', ещё не так давно употреблялось для обозначения 'данной сельской общины'." И ещё одна цитата: "Семантическое тожество 'селения' и 'населения' является отголоском тотемистического миросозерцания, характеризуемого единством в сознании природы и общества, неотделимого также от тотема. Отсюда общность наименования для человеческого коллектива и окружающей его природы, первоначально замкнутой территории в её неразрывной связи с данным коллективом и его тотемом, как это в непочатом виде сохранилось ещё в термине «Assur», служившем одновременно для обозначения страны, города, народа и его божества. В других случаях лишь в результате сложных лингвистических изысканий выясняется, что термины, служившие для обозначения 'города', а также 'племенного образования', являются в то же время носителями космической семантики, служа для обозначения 'растительности' в её неразрывной связи с женским божеством как олицетворением неба и земного плодородия".

То есть, проще говоря, если все связи в роду определялись по материнской линии, значит в начале рода стоял матриарх - реальный или мифический. Соответственно, малая родина определялась как "дом матери". Потом этот дом разрастался и укреплялся, но всё равно, по традиции, жители города считали себя прежде всего "земляками", жителями одной общины, восходящей корнями к одной матери. Это древнее самосознание сохранилось и в эпоху патриархата, однако при этом появилось небесное "мужское" божество, которое стало мыслиться как "муж" или "жених" "материнской" городской общины.

"Образ женского божества, тщательно вытравленный в ветхозаветном каноне в его подлинно-мифологическом облике, продолжает жить в поэтическом творчестве, сохраняя черты обольстительной женщины, свойственные в мифе богине любви, в символическом изображении Сиона у библейских пророков. «Ты (sс. столица) наряжаешься в пышную одежду, надеваешь на себя золотые украшения, подводишь глаза сурьмой; но напрасно украшаешь себя - презрели тебя твои любовники, они ищут души твоей» (Иер. 4, 30). <...> И если здесь женский образ осложнён мотивом прелюбодеяния, то в этом можно видеть дальнейшее указание на мифологическое происхождение его прототипа. Недаром в Ветхом Завете «прелюбодеяние» является метафорой 'идолопоклонства'. Достаточно указать на роль культовой проституции в сиро-палестинских святилищах, чтобы сразу выяснилась связь между столь часто встречающимся в Библии изображением страны или города в виде блудницы и женским божеством, восходящим к стадии матриархата и полиандрии. Божество это в религиозных верованиях народов, живших в ближайшем соседстве с Палестиной, характеризуется компетентным исследователем «аls Mutter, die indes nicht ein zur Trene gegen den Gatten verpflichtets Weib war». С точки зрения патриархально-родовых отношений последующей стадии, свобода и инициатива женщины в выборе супруга рассматривается как «прелюбодеяние». Отсюда столь непонятное на первый взгляд чередование эпитетов «дева» и «блудница» в поэтическом изображении персонифицированной Иудеи и её столицы. Взятые в аспекте стадиального развития образа термины «дева» и «блудница» в применении к матери оказываются равнозначными в том смысле, что оба они в одинаковой мере отражают восприятие божества матриархальной стадии под углом зрения идеологии, свойственной патриархально-родовым отношениям."

Tags: город
Subscribe

Posts from This Сommunity “город” Tag

  • Города-"сундуки" Индо-Хараппской цивилизации.

    Сделаем небольшой вечерний экскурс по городам и весям Индо-Хараппской цивилизации. Шикарпур (Shikarpur) — древнее поселение Хараппской…

  • Матриархальные города.

    В статье о славянских городищах Википедия сообщает, что "поселения располагались на высоких берегах рек и были ограждены насыпными валами,…

  • Крито-иберийские параллели.

    Блогер Bell Beaker сообщил о находке " резиденции правительства Эль-Аргара". По-моему, звучит черезчур пренциозно: " Что делает…

  • Кариатиды à la française.

    Кариатиды дома по проекту Жоржа Масса ( Georges Massa), Париж.

  • О "женской" семантике города (2).

    В предыдущем тексте говорилось о лютой ненависти древних иудейских кочевников по отношению к городам Палестины. Но вот они обосновались на…

  • О "женской" семантике города.

    К. Г. Кудрявцева в своей монографии "Образы мировой мифологии в Откровении Иоанна Богослова" (М., 2015. С. 82) сообщает: " Богиня…

  • Арийская экспансия в Месопотамии.

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Сокровища тьмы" пишет: " Насколько мы можем судить, IV тысячелетие, как и времена,…

  • Городская богиня.

    Многочисленные рельефы представляют Великую Матерь богов с короной на голове в виде городской стены. Turrigera (turrita) (башненосица) - частый…

  • Эпитафия Липовке.

    Ли́повка — река на территории Липецка. Дала название городу. Протекает через всю его территорию. Длина — 3,3 км. Липовка ещё в начале XX…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments