В продолжение записи Понтия Терон.
"Ещё одной гранью женщины – матери – земли является её образ повелительницы или владычицы зверей", - пишет К. Г. Кудрявцева в своей монографии "Образы мировой мифологии в Откровении Иоанна Богослова" (М., 2015. С. 44). - Наиболее ранние изображения женщины со зверями (зверем), были найдены в Чатал-Хююке, где её сопровождают леопарды, псы и другие животные.
В Малой Азии в образе повелительницы животных появляется окружённая львами Кибела. В Гомеровском гимне к Матери богов говорится:
Любы ей …
Огненнооких рыканье львов, завывания волчьи,
Звонкие горы и лесом заросшие логи глухие (XIV:3-5).
В Индии в окружении львов предстают Парвати и Тара, а Дурга едет на льве на битву с демонами. В Китае на драконе стоит Кван Ин. У эскимосов Седна – богиня всех морских животных.
Алгонкины верят в существование Нокомис, кормящей своей грудью животных и людей.
Один из самых древних животных образов женщины – птичий. В эпоху палеолита и позже, в неолитический период, на стенах пещер изображались красные птичьи лапки. Статуэтки в виде птиц, с головами птиц или в «птичьих» позах становятся распространёнными изображениями в эпоху неолита. Одно из наиболее ранних неолитических изображений женщины-птицы относится к культуре сескло. Она имеет птицеобразную голову – нос представляет собой птичий клюв, а волосы аккуратно зачёсаны назад.
Скандинавская богиня Фрейя имеет пернатую сорочку, одевая которую, она становится птицей:
«Фрейя, не дашь ли
наряд свой из перьев,
чтоб я свой молот
мог бы сыскать?»
(Песнь о Трюме, 3:5-8)
Шумерский текст, в котором говорится о дереве Инанны, сообщает о четырёх образах – дерева, змеи, птицы и женщины:
Древо взросло, кору его не расколоть.
В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила.
В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела.
В середине его Лилит-дева жильё себе соорудила …
(Гильгамеш, Энкиду и подземный мир («В предвечные дни, в бесконечные дни…»), ст. 41-44)
Знаменитое изображение обнажённой женщины с крыльями и ногами птицы на шумерском рельефе, датируемом XIX–XVIII вв. до н. э., принято называть богиней Инанной. Здесь перед нами не просто женщина миксантропического облика, она имеет вполне антропоморфный облик, но ноги её заканчиваются птичьими лапами, а из-за спины видны птичьи крылья. Её изображение отвечает широкоизвестной иконографии Владычицы зверей".
