Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О связи Богини-Матери со змеями.

Давно была отмечена связь Богини-Матери со змеями. Изображения Богини со змеями являются столь же древними, как и в птичьем облике.

Со змеями в руках изображена Богиня на Крите: это статуэтки, известные как «богини со змеями» и относящиеся к периоду Минойской цивилизации. Со змеями в руках изображаются Артемида и Геката. Змея обвивает мистериальную корзину Элевсина рядом с изображением Деметры и Персефоны. Со змеями в волосах появляются горгоны и эринии.

Древнеегипетская богиня Исида.
Древнеегипетская богиня Исида.

Богини иногда изображаются или как змеи, или с частями тела в виде змей. Египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет появляется в виде кобры или с головой кобры. В скифско-иранской традиции известно представление о богине со змеиными ногами. Имя ацтекской хтонической богини плодородия Коатликуэ переводится как «она в платье из змей». Имя другой богини ацтеков, Чикомекоатль – как «девять змей». Полуженщины-полузмеи – греческая Ехидна и китайская Нюйва.

скиф богиня плодородия
Скифская богиня. Н. Чаусидис предлагает рассматривать змееногую богиню как вариант богини-роженицы с раскрытыми ногами. См. Chausidis N. Mythical representations of «Mother earfh». Р. 13.

Змея не тождественна Богине-матери, скорее можно говорить о некоторых пересечениях, основанных на схожих функциях:  обновление и «перерождение», то есть способность сбрасывать кожу, стремительно исчезать и неожиданно появляться, лечебный яд и смертельный укус.

Интересно, что образ змеи связан с дарованием культурных благ. Поскольку без культуры нет людей и именно наличие культуры отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных, понятно, насколько важен для человека этот "змеиный" аспект Богини. В статье О цивилизаторской роли женщины я уже приводил библейскую историю о том, как Ева вкусила некий запретный плод в Эдемском саду и угостила Адама, и после этого "открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги", то есть Адам и Ева впервые ощутили стыд - человеческое качество (животные не стыдятся).

начало культуры

К. Г. Кудрявцева в своей монографии "Образы мировой мифологии в Откровении Иоанна Богослова" говорит, что в некоторых мифах образы женщины и змеи появляются вместе в контексте начала культуры. Например, у народа кэддо на юго-востоке США женщина-змея – хозяйка культурных растений. В том же регионе статуэтка из района Кахокии (возможно, изготовлена в Спиро-Маунд) изображает женщину, сидящую на корточках. Свою левую руку она положила на голову змее. В правой держит мотыгу. Ею она ударяет змею по спине, отчего тело змеи раздвоено на хвосте на две тыквенных лозы. У бороро в Южной Амазонии Атуародо беременеет от крови, потекшей из тела анаконды, убитой её мужем. Рождается сын-змей, который выползает из её утробы на дерево за плодами для матери, после чего возвращается в её утробу. Братья Атуародо сжигают змея. На месте убийства вырастают уруку, табак, кукуруза и хлопок.

Змеиное "культуртрегерство" очевидным образом связано с тем, что змеи живут в земляных норах, в расщелинах скал, в гротах и пещерах, то есть в недрах Матери-Земли. Я здесь не буду спекулировать насчёт ноосферы (в понимании Тейяра де Шардена) и "информационного банка" Земли (в понимании эзотериков), однако замечу, что и у шаманов, как правило, имеется какая-нибудь "дырка" на земной поверхности, которая соответствует точке входа в неординарную реальность. Многие именитые культурологи связывали представление о Мировом Дереве с шаманскими "полётами" в изменённых состояниях сознания; возвращаясь из "нижнего" или "верхнего" мира, шаманы описывали структуру этих миров. Таким образом сложилось представление о "трёхъярусной" системе мироздания, которая является "стержнем" всей мировой мифологии и культуры.

Бубен. Прорисовка.
Распевая заклинания, саамские шаманы неистово били колотушками из оленьего рога в бубны, на которых изображались все ярусы Вселенной. Источник картинки.

Надо полагать, что именно из-за шаманских практик образ змеи тесно связан с образом ведьмы. Шаманы и ведьмы обладают способностью ясновидения. Откуда они знают то, что не дано знать простым смертным? Они через змеиные норы общаются с мёртвыми, которые знают больше, чем живые. «Всеведение» объединяет змею и женщину в одном из мифов о Кассандре, которая ребёнком была оставлена в святилище Аполлона. Вернувшись утром за дочерью, Гекуба увидела дочь в окружении священных змей, которые лизали уши девочки. После этого Кассандра приобрела дар прорицания.

Нередко встречается мотив любовной связи женщины и змея. В славянском фольклоре Огненный змей вступает в половую связь с женщиной. Опять же смысл раскрывается лишь при обращении к шаманизму. Шаман вступает в связь со своим духом-покровителем, причём эта связь носит глубоко-интимный характер. Об этом свидетельствует феномен бердашей: если дух, избравший шамана, является одного пола с ним, то шаман вынужден "превращаться" в другой пол, для того чтобы состоялся "духовный брак".

Ещё один важный пласт мифов, в котором сексуальный акт сплетается с образом змеи, – представления о страшной змее, живущей в женской утробе. Из-за этого женщина становится смертельно опасной для мужчины. Этот мотив является частью обширной группы мифологических сюжетов о vagina dentata (зубастом лоне). Такие мифы достаточно распространены в мировом фольклоре. В мифе гондов (Южная Азия) в вагину Биджинакан Канья забралась змея, и слуга, попытавшийся её изнасиловать, умирает. Миф степных оджибва (Средний Запад) рассказывает о девушке, три мужа которой умерли после брачной ночи. Брат последнего мужа вводит в её лоно камень, отчего змеиные зубы ломаются. Девушку убивают, внутри неё оказывается большая змея. Миф народа Соке в Мезоамерике рассказывает о старухе, живущей в вулкане. В её вагине – змеиные зубы.

К. Г. Кудрявцева говорит, что данные сюжеты могут объясняться в некоторой мере через родство образов пуповины и змеи. Ведь пуповина, выходящая из утробы матери, похожа именно на змею. Я думаю, что здесь всё гораздо сложнее. Очевидно, представления о vagina dentata связаны с менструацией. В архаических обществах менструальная кровь считалась "нечистой" и её боялись как змеиного укуса. У древних евреев за секс во время "критических дней" полагалась смертная казнь. При наступлении месячных женщины самоизолировались в специальных хижинах. При этом, в одиночестве, в тишине и темноте, в условиях "сенсорной депривации", происходит "откровение" Бессознательного, и оттуда "выползают" духи. В мифологии ряда народов Луна, в форме мужчины или змея, соединяется с женщинами. Мифология индейцев пира-парана рассказывает о том, что в период менструаций луна совокупляется с женщинами. У дакота слово Wakan помимо значений "духовный", "чудесный" имеет ещё одно: "менструальный". Шаманки и знахарки других народов черпают в менструациях колдовскую силу. В Западной Африке, среди народа догон, бытует миф о том, как одна женщина подобрала юбку Матери-Земли, запятнанную менструальной кровью, и стала носить, что дало ей огромную власть над мужчинами. Мужчины же установили господство над женщинами, похитив юбку...

Кали

Кундалини в виде свернувшейся змеи.
Tags: змеи, менструация, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Мистические встречи с «огненными змеями» как аналог «шаманской болезни»

    Д.В. Пузанов в статье "ТРУДНО БЫТЬ ЛЮБОВНИЦЕЙ БОГА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЛАВЯНСКОЙ ЭРОЭКСТАТИЧНОЙ ПРАКТИКИ" касается очень интересной темы…

  • Женщина как змея-искусительница.

    Д. И. Антонов в статье "ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ" пишет: "Искуситель мог изображаться в виде простой змеи или…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • О "богинях со змеями".

    Я, конечно, не знаю, насколько адекватной является попытка установления параллелей между крито-минойскими "богинями со змеями" и…

  • Змей как божество женских инициаций.

    Продожим наши расследования интимных связей между Змеем и "красными девицами", начатыми в Почему Ящер любит только "красных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments