Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О связи Богини-Матери со змеями.

Давно была отмечена связь Богини-Матери со змеями. Изображения Богини со змеями являются столь же древними, как и в птичьем облике.

Со змеями в руках изображена Богиня на Крите: это статуэтки, известные как «богини со змеями» и относящиеся к периоду Минойской цивилизации. Со змеями в руках изображаются Артемида и Геката. Змея обвивает мистериальную корзину Элевсина рядом с изображением Деметры и Персефоны. Со змеями в волосах появляются горгоны и эринии.

Древнеегипетская богиня Исида.
Древнеегипетская богиня Исида.

Богини иногда изображаются или как змеи, или с частями тела в виде змей. Египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет появляется в виде кобры или с головой кобры. В скифско-иранской традиции известно представление о богине со змеиными ногами. Имя ацтекской хтонической богини плодородия Коатликуэ переводится как «она в платье из змей». Имя другой богини ацтеков, Чикомекоатль – как «девять змей». Полуженщины-полузмеи – греческая Ехидна и китайская Нюйва.

скиф богиня плодородия
Скифская богиня. Н. Чаусидис предлагает рассматривать змееногую богиню как вариант богини-роженицы с раскрытыми ногами. См. Chausidis N. Mythical representations of «Mother earfh». Р. 13.

Змея не тождественна Богине-матери, скорее можно говорить о некоторых пересечениях, основанных на схожих функциях:  обновление и «перерождение», то есть способность сбрасывать кожу, стремительно исчезать и неожиданно появляться, лечебный яд и смертельный укус.

Интересно, что образ змеи связан с дарованием культурных благ. Поскольку без культуры нет людей и именно наличие культуры отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных, понятно, насколько важен для человека этот "змеиный" аспект Богини. В статье О цивилизаторской роли женщины я уже приводил библейскую историю о том, как Ева вкусила некий запретный плод в Эдемском саду и угостила Адама, и после этого "открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги", то есть Адам и Ева впервые ощутили стыд - человеческое качество (животные не стыдятся).

начало культуры

К. Г. Кудрявцева в своей монографии "Образы мировой мифологии в Откровении Иоанна Богослова" говорит, что в некоторых мифах образы женщины и змеи появляются вместе в контексте начала культуры. Например, у народа кэддо на юго-востоке США женщина-змея – хозяйка культурных растений. В том же регионе статуэтка из района Кахокии (возможно, изготовлена в Спиро-Маунд) изображает женщину, сидящую на корточках. Свою левую руку она положила на голову змее. В правой держит мотыгу. Ею она ударяет змею по спине, отчего тело змеи раздвоено на хвосте на две тыквенных лозы. У бороро в Южной Амазонии Атуародо беременеет от крови, потекшей из тела анаконды, убитой её мужем. Рождается сын-змей, который выползает из её утробы на дерево за плодами для матери, после чего возвращается в её утробу. Братья Атуародо сжигают змея. На месте убийства вырастают уруку, табак, кукуруза и хлопок.

Змеиное "культуртрегерство" очевидным образом связано с тем, что змеи живут в земляных норах, в расщелинах скал, в гротах и пещерах, то есть в недрах Матери-Земли. Я здесь не буду спекулировать насчёт ноосферы (в понимании Тейяра де Шардена) и "информационного банка" Земли (в понимании эзотериков), однако замечу, что и у шаманов, как правило, имеется какая-нибудь "дырка" на земной поверхности, которая соответствует точке входа в неординарную реальность. Многие именитые культурологи связывали представление о Мировом Дереве с шаманскими "полётами" в изменённых состояниях сознания; возвращаясь из "нижнего" или "верхнего" мира, шаманы описывали структуру этих миров. Таким образом сложилось представление о "трёхъярусной" системе мироздания, которая является "стержнем" всей мировой мифологии и культуры.

Бубен. Прорисовка.
Распевая заклинания, саамские шаманы неистово били колотушками из оленьего рога в бубны, на которых изображались все ярусы Вселенной. Источник картинки.

Надо полагать, что именно из-за шаманских практик образ змеи тесно связан с образом ведьмы. Шаманы и ведьмы обладают способностью ясновидения. Откуда они знают то, что не дано знать простым смертным? Они через змеиные норы общаются с мёртвыми, которые знают больше, чем живые. «Всеведение» объединяет змею и женщину в одном из мифов о Кассандре, которая ребёнком была оставлена в святилище Аполлона. Вернувшись утром за дочерью, Гекуба увидела дочь в окружении священных змей, которые лизали уши девочки. После этого Кассандра приобрела дар прорицания.

Нередко встречается мотив любовной связи женщины и змея. В славянском фольклоре Огненный змей вступает в половую связь с женщиной. Опять же смысл раскрывается лишь при обращении к шаманизму. Шаман вступает в связь со своим духом-покровителем, причём эта связь носит глубоко-интимный характер. Об этом свидетельствует феномен бердашей: если дух, избравший шамана, является одного пола с ним, то шаман вынужден "превращаться" в другой пол, для того чтобы состоялся "духовный брак".

Ещё один важный пласт мифов, в котором сексуальный акт сплетается с образом змеи, – представления о страшной змее, живущей в женской утробе. Из-за этого женщина становится смертельно опасной для мужчины. Этот мотив является частью обширной группы мифологических сюжетов о vagina dentata (зубастом лоне). Такие мифы достаточно распространены в мировом фольклоре. В мифе гондов (Южная Азия) в вагину Биджинакан Канья забралась змея, и слуга, попытавшийся её изнасиловать, умирает. Миф степных оджибва (Средний Запад) рассказывает о девушке, три мужа которой умерли после брачной ночи. Брат последнего мужа вводит в её лоно камень, отчего змеиные зубы ломаются. Девушку убивают, внутри неё оказывается большая змея. Миф народа Соке в Мезоамерике рассказывает о старухе, живущей в вулкане. В её вагине – змеиные зубы.

К. Г. Кудрявцева говорит, что данные сюжеты могут объясняться в некоторой мере через родство образов пуповины и змеи. Ведь пуповина, выходящая из утробы матери, похожа именно на змею. Я думаю, что здесь всё гораздо сложнее. Очевидно, представления о vagina dentata связаны с менструацией. В архаических обществах менструальная кровь считалась "нечистой" и её боялись как змеиного укуса. У древних евреев за секс во время "критических дней" полагалась смертная казнь. При наступлении месячных женщины самоизолировались в специальных хижинах. При этом, в одиночестве, в тишине и темноте, в условиях "сенсорной депривации", происходит "откровение" Бессознательного, и оттуда "выползают" духи. В мифологии ряда народов Луна, в форме мужчины или змея, соединяется с женщинами. Мифология индейцев пира-парана рассказывает о том, что в период менструаций луна совокупляется с женщинами. У дакота слово Wakan помимо значений "духовный", "чудесный" имеет ещё одно: "менструальный". Шаманки и знахарки других народов черпают в менструациях колдовскую силу. В Западной Африке, среди народа догон, бытует миф о том, как одна женщина подобрала юбку Матери-Земли, запятнанную менструальной кровью, и стала носить, что дало ей огромную власть над мужчинами. Мужчины же установили господство над женщинами, похитив юбку...

Кали

Кундалини в виде свернувшейся змеи.
Tags: змеи, менструация, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Потусторонний мир — мир огненный.

    О.Б. Степанова в своей статье " МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет: " Змея в…

  • Рогатая змея.

    «Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, её рельефные изображения…

  • Священное оружие матриархата.

    Слово яга А.Н. Афанасьев сближал с санскр. aha— «змей». Как верно подметил К. Д. Лаушкин, если миф сообщает, что у божества не…

  • Реконструируем образ Медузы.

    Как показал А. Фротингем, Медуза Горгона представляла собой гротескный образ почитавшейся богини более ранней эпохи, чем знакомая нам…

  • Одержимая менада.

    Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum). Мрамор. Кон. I в. н. э. Музей истории искусств. Вена. Сочетание экстаза…

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments