Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женское божество как единство трёхчастного мира.

"На конских налобниках с юга России (из курганов Большая Цимбалка и Толстая Могила, датируемых IV в. н.э.) Богиня предстаёт пронизывающей все миры. Налобники из курганов Большая Цимбалка и Солоха изображают богиню, нижняя часть которой воплощает подземный мир: ноги Богини оканчиваются змеями в самом низу и грифонами чуть выше. Средний уровень, земной – само тело богини. Верхний, надземный – пальметта, выходящая из головы богини. Богиня оказывается равна миру, а тело её моделирует трёхчастное его деление" (Цит. по: Кудрявцева К. Г. Образы мировой мифологии в "Откровении Иоанна Богослова". - М., 2015. С. 59).

Скифская змееногая богиня АПИ

Кстати, про ханаанскую богиню Ашеру говорится, что она "в форме дерева или древесного ствола (др.-евр. אשרה כל עץ)  символизировала вселенную". Синодальный перевод передаёт слово «ашера» как «роща», «дубрава», «идол дубравный», «дерево» и «Астарта».

Рам Юдовин говорит, что иудейские цари-реформаторы, такие как Хизкиягу (Езекия) и Иосия,  яростно боролись против культа Ашеры, которую, на каком-то этапе, израильтяне считали спутницей YHWH, Бога Израиля:

«И вынес ашеру из дома YHWH за Иерусалим в долину Кедрон, и сжёг её в долине Кедрон, и истолок в прах), и бросил прах её на кладбище общенародное, и разрушил дома святых, которые были в доме YHWH, где женщины ткали покровы для ашеры» (4 Цар. 23: 4—7).

Знаменитых людей было почётно хоронить под деревьями:

«И умерла Дебора, кормилица Ривки, и погребена ниже Бейт-Эля под дубом» (Быт. 35: 8). А царя Шаула вместе сыновьями похоронили под под теревинфом» (1 Пар. 10:12).

Ещё одним символом богини Ашеры была финиковая пальма. Возможно не случайно, что имя одной из прародительниц колена Иудина было Тамар (пальма), которая  притворилась  кедешей (храмовой жрицей любви богини Ашеры) и с которой по «ошибке» переспал Иуда (Быт. 38:21-22).

Расцветший миндалём жезл Ааронов (Числ. 17:8) говорит ещё об одной довольно стойкой традиции священного дерева. Вполне возможно, что знаменитый иудейский символ семисвечник первоначально происходит именно от миндаля, пустившего веточки с листьями.

кувшин
Кувшин из ханаанского храма в Лахише с изображением священного дерева, напоминающего семисвечник,  и козлами по двум сторонам от него.

В Кунтиллет-Аджруде был найден обломок кувшина с изображением цветущего миндального дерева, по три ветви с каждой стороны, и венцом из миндального ореха. С двух сторон от него нарисованы два козла, а само дерево стоит на льве.

mosika_901_00001
Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

Подобный мотив, изображающий ханаанскую богиню, широко известен.

mosika_901_00002Фото Википедия: Author Rama (Музей Лувра). Изображение ханаанской богини, стоящей на льве.

Очевидно, что в связи с преобладанием культа YHWH и запретом изображать богов, изваяния женской фигуры богини стали заменять на изображения священного дерева, - говорит Рам Юдовин.

Однако, сохранился шумерский текст, в котором говорится о дереве Инанны, сообщает о четырёх образах – дерева, змеи, птицы и женщины:

Древо взросло, кору его не расколоть.
В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила.
В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела.
В середине его Лилит-дева жильё себе соорудила …

(Гильгамеш, Энкиду и подземный мир («В предвечные дни, в бесконечные дни…»), ст. 41-44)

Я полагаю, что образ Богини в виде священного дерева гораздо старше еврейского культа YHWH. Этот образ связан с представлением о самопожертвовании Богини. Подобно Богине, дерево даёт пропитание людям, животным и птицам, оно очищает воздух и используется для обогрева жилищ, и даже после смерти оно даёт питательный перегной для процветания жизни. Впрочем, слово "смерть" к деревьям не относится: я у себя в саду каждый год рублю и пилю молодняк (леторосль), но всё бесполезно, - с приходом весны из земли вырастают новые отростки. Может быть, вечность жизни лучше всего постигается при наблюдении за деревьями, и, наверно, эти наблюдения как-то связаны с представлением о древесном "облике" Богини.

........................................................

А за окном падают на землю маленькие белые снежинки... В первый раз этой осенью.

Tags: Ашера, Ханаан, дерево, скифы
Subscribe

Posts from This Сommunity “дерево” Tag

  • Священное дерево в эпицентре крито-минойского культа.

    В продолжение записей Древнейшие святилища строились вокруг священного дерева и Матриархальные основания античного храма. Возвращаясь снова к…

  • Матриархальные основания античного храма.

    С. К. Чураков в статье " К истории возникновения античного храма" пишет: " Ряд дошедших до нас изображений позволяет говорить о…

  • Отсвет "Старой Европы" на коньках тамбовских крыш.

    В. С. Бузин в статье " Тамбовский «Репейник»: к семантике одного из элементов декора русского традиционного жилища "…

  • Человек как дерево вверх тормашмаками.

    Пока копался в огороде, пришли на ум кое-какие мыслишки... Подумалось мне, что люди подобны деревьям. Мысль не нова, однако я представил себе людей…

  • О "корнях" новогодней ёлки.

    В этих древних наскальных изображениях образ Богини сливается с образом Мирового Дерева. Наскальные изображения матерей-прародительниц Алтая и…

  • О ёлке новогодней.

    Встретилось совершенно гениальное определение мифо-ритуальной сути новогодней ёлки. n_naryshkina, ссылаясь на монографию Е.В. Душечкиной…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Богиня священной смоковницы.

    Перед нами «печать с повествовательной сценой», одна из многих, сделанных людьми цивилизации долины Инда между 2200 и 1900 годами…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment