
"Примерами солнечных богинь являются угаритская богиня Шапшу (Шапашу), хеттская богиня солнца Арина, йеменская богиня (или ипостась) Шамс. Встречается женский образ солнца у наиболее примитивных народов – бушменов, в бантуязычной Африке (пигмеи, чага, ньямвези, конго), в Западной Африке (само), Восточной Африке (гирьяма, сук, ираку, хадза). Такое представление можно встретить и у арабов Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко.
Арабское слово «shams» – солнце – женского рода, и, как отмечает Ю.Е. Берёзкин, во всех семитских языках солнце женского рода, а месяц – мужского. Также во всех германских языках солнце женского рода, в то время как месяц – мужского. Женский род солнца сохранялся в английском языке до того времени, когда был полностью утрачен грамматический род. В норвежском языке, относящемся к германской группе, солнце – женского рода (ei sol (неопределённая форма), sola (определённая форма), что повлияло на представления о солнце как женщине. Солнце выступает как женщина практически у всех народностей этого региона (исландцы, норвежцы, шведы, саамы, латыши, литовцы).
Представление о солнце-женщине присутствует у большинства народов Австралии (тиви, арунта, вираджери, тасманийцев), Меланезии, Макронезии, Индокитая (вьеты, шуйцзя). У японцев божество солнца – богиня Аматерасу. Практически все народы Северо-Восточной Индии (штат Ассам) – дафла, кхаси, нага – считают солнце женщиной. У индейцев Северной Америки солнце как женщина появляется у народов ючи, туника, билокси, семинолы, майду и др. На Кавказе (хотя здесь солнце иногда фигурирует как мужчина) – например, у осетин, лезгин; у гагаузов в Молдове. Если говорить о России, то образ солнца как женщины распространён у коми, коми-зырян, мари, башкиров, тюрок – в районах Волги и центральной Сибири, ненцев, хантов, манси – в Западной Сибири, алтайцев, телеутов, бурят, монголов – в Южной Сибири, якутов, эвенков, эвенов – в Восточной Сибири" (Цит. по: Кудрявцева К. Г. Образы мировой мифологии в "Откровении Иоанна Богослова". - М., 2015. С. 62-63).
Интересно соотношение Матери-Земли и Богини Солнца. Мать-Земля в мифологии выступает роженицей Солнца. На этрусских и скифских изделиях мы можем видеть схематическое изображение женщин, между разведённых ног которых (представленных как витиеватый узор) находится диск, напоминающий солнце с лучами.
Любопытно, что Богиня-мать во многих мифах представляется как тёмная пещера, в недрах которой скрыт свет. Я думаю, мы нисколько не ошибёмся, если отождествим этот свет с мистическим (или "фаворским") светом. Было бы большой нелепостью повторять религиоведческие бредни XlX века о поклонении язычников природным стихиям - солнечному свету, ветру, дождю и пр. Да, всё это было, но лишь как внешний антураж: солнечный свет был всего лишь символом "света незримого". Этот-то невидимый свет и обретался во глубине пещер, там древние язычники устраивали свои святилища. А если б они поклонялись природным стихиям, солнечному свету, они строили бы святилища на самых освещённых местах.
Вот это очень глубокая и фундаментальная идея о том, что мистический свет (сверхсознания) рождается в темноте, прослеживается во всей религии вплоть до Рождества Христова. В Египте и Сирии в день зимнего солнцестояния участники празднества в полночь выбегали из храма с криками: «Дева родила! Свет прибывает!» (Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Изд-во политической литературы, 1980. С. 398).
Я думаю, что возгорание мистических светильников являлось смыслом и целью Элевсинских и других подобных мистерий. В телестерионе происходило примерно то же самое, что произошло с апостолами в иерусалимсой горнице. В Деяниях Апостолов сказано, что крещение апостолов духом и огнём произошло "при наступлении дня Пятидесятницы", то есть, видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета. Как мы знаем, тьма сгущается перед рассветом, и вот в этой-то тьме и просиял свет.
