Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Семантика образа Быка в Чатал-Хююке.

В статье Е. Г. Вырщикова "Культ быка в культуре Чатал-Хююк" приводятся изображения быков с неестественно длинными рогами.

быки 1

быки 2

"Змеиная" символика рогов здесь очевидна. Но, кажется, можно трактовать эти волнистые рога и как напоминание о подземных ( = загробных) водах.

Интересно, что, согласно чукотским поверьям, мамонты живут под землёй и роют себе ходы мощными бивнями. Там они перемещаются по узким коридорам, их телодвижения служат причиной подземных толчков и землетрясений. Как только они появляются из-под земли, гремит гром и сверкает молния.

О связи рогатого быка с Нижним миром свидетельствует образ Посейдона. Посейдон - бог морей, и его царство в морских глубинах граничит с царством его брата Аида.

Любопытно, что Посейдон у греков ассоциировался с быком. Во всяком случае, бык являлся его священным животным.

Значит, толкуя образ неолитического быка из Чатал-Хююка, необходимо представлять его в контексте Нижнего (загробного) мира. Его неестественно длинные и волнистые рога напоминают о водах подземных рек. И, конечно, главное в этих рогах - их схожесть со змеями. А змеи, как мы знаем, являются медиаторами (посредниками) между подземным и надземным мирами. Они то выползают на поверхность, то уползают в норы под землю. Очевидно, с культом быка были связаны какие-то медиумические практики общения с духами умерших людей.

Если сюда дополнительно привлечь некоторые известные нам черты образа Быка в крито-минойской культуре, то можно сделать вывод о связи царской власти с медиумическими практиками. К примеру, в «Одиссее» Гомера (XIX.178-179) Минос назван «девятилетним царём, собеседником великого Зевса». Видимо, подразумевалось, что Минос каждые девять лет встречался в Идейской пещере с Зевсом для получения новых "откровений".

Идейская пещера на Крите.

Как известно, Зевс сам многократно перевоплощался в быка, так что его образ - через быков Чатал-Хююка - восходит к верхнепалеолитическим изображениям.

Бизон пещеры Альтамира.


Tags: Чатал-Хююк, бык, змеи, символика, царь
Subscribe

Posts from This Сommunity “бык” Tag

  • Гонки на быках.

    Гонки на быках Паку Джави (Pacu Jawi) являются частью культуры народа Минангкабау, который проживает в Западной Суматре.

  • Свято место пусто не бывает.

    Любопытно расположение женщины-шаманки между рогами оленя. Это напоминает трипольские фигурки женщин, сидящих на креслах в виде рогов быка.…

  • Букрании.

    Ольга Атман в статье " Загадка черепа быка" касается темы древнеримских "букраний" ( от др. греч.…

  • Игры с быками культуры Джирофт.

    Резной хлоритовый(?) кувшин с рельефным изображением двух быков, привязанных к дереву, и обнаженного мужчины-акробата, стоящего на голове между…

  • Таврокатапсии как светский вид спорта?

    Нильссон утверждает, что таврокатапсии на Крите были светским видом спорта, потому что нет никаких доказательств, чтобы связать их с религией.…

  • параллели

    Деталь морды быка на фреске из Авариса в дельте Нила. Изображение связанного быка на алтарном столе на стороне B саркофага из Агия Триада.…

  • Крито-минойские "скоморохи".

    "Рекортадор — специализация тореадора (соответствуюшая разновидность корриды носит название рекорте). Рекортадор не атакует быка, а…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • Крито-минойские быки родом из Египта?

    Проснувшись посреди ночи, я думал о неестественно длинных рогах крито-минойских быков. А что, если крито-минойские быки, которые участвовали в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment