Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

У истоков творчества.

В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на потолке одной из галерей в Альтамире такой фриз имеет длину более 5 м. Аббат Брейль в шутку назвал такие перепутанные линии «макаронами», и этот термин вошёл в сленг исследователей доисторического искусства.

Когда присмотрелись к этим линиям, обнаружили в них голову быка (справа).

фриз

"Меандры, независимо от того, когда они были созданы, несли определённую смысловую нагрузку, возможно, такую же, как лабиринты австралийцев, нарисованные на скале пли коре деревьев  и повествующие о странствиях предков во «времена сновидений». Палеолитические меандры в таком контексте являются знаками освоения подземного пещерного пространства и изображают маршруты, но которым двигались предки или души людей" (Цит. по: В. А. Семёнов. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век". - СПб., Издательский дом «АЗБУКА КЛАССИКА», 2008. С. 71).

Существуют и другие мнения по поводу змеевидных — серпантинных — узоров и зигзагов на стенах и плитах, обнаруженных в культурных слоях пещер. Позволю себе здесь высказать собственное мнение.

Я как-то уже высказывал своё мнение о причине "наложения" одних рисунков на другие в пещерах.

наложение

Это выглядит так, как будто здесь рисовали слепые. Или рисовали зрячие, но в абсолютной темноте, так что они не видели на стене уже нарисованные изображения.

Я высказал предположение, что все эти рисунки были сделаны людьми, находившимися в изменённом состоянии сознания (ИСС). То есть, авторы рисунков были "не в себе", в состоянии исступления, и рисовали как бы "автоматически" [1]. Видимо, они изображали духа, явившегося им в видении. Поэтому все изображения однотипны. Или иконографичны, как принято ныне говорить.

Видимо, этот процесс автоматического рисования родственен автоматическому письму. Цитирую Википедию: "Автомати́ческое письмо́ (от греч. αὐτόματος «самопроизвольный») — процесс (или результат) письма, который предположительно является продуктом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. Используется в некоторых мистических практиках (таких как спиритизм) для предполагаемой возможности общения с духами умерших, которые считаются управляющими автоматическим письмом" (Пример автоматического письма).

Вполне возможно, что примерно таким же образом из-под руки первобытного художника появлялись "макаронины". Рукой художника водил дух, и поэтому изображения считались "нерукотворными". А голова быка среди перепления линий - эта как бы "подпись" подлинного автора-вдохновителя. Может быть, и сам художник не заметил её.

Это ставит перед нами очередной вопрос о источниках живописания и вообще творчества. В. А. Семёнов в своей монографии говорит, что первобытные художники использовали природные выступы и трещины на стенах пещер. А если пойти дальше и предположить, что они вначале как бы "угадывали" на стенах пещер те или иные изображения в выступах и трещинах, а потом уже, к "неруктворным образам", добавляли некоторые очертания и таким образом получались картины? Мы же знаем, что такие "неруктворные образы" появляются и по сей день - на стенах, на стекле, на деревьях.

iisus_na_dereve_0_000
Нерукотворный образ Иисуса на дереве.

iisus_na_dereve_0_001

Аккуратно срезать и обрезать, немного подрисовать, поместить изображение в киот - и икона готова.

Может быть, таким же образом возникла и пещерная живопись палеолита?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Бушмены сан, к примеру, могут быть соучастниками событий в нереальных измерениях и переживать экстатические состояния, сопровождаемые феноменом энтоптика, пытаясь их прокомментировать. Когда шаман входит в транс, его конечности трясутся. Через какое-то время мучительные ощущения вызывают тошноту, приписываемую «кипению» сверхъестественных сил. Когда энергия, произведённая этим «кипением», поднимается вверх по позвоночному столбу к голове, шаман «становится жертвой» и входит в глубокий транс. Исследователи этих состояний достигшего транса субъекта утверждают, что «подъём» незримых энергий и «кипение» ощущаются как спиральные и зигзагообразные линии, в которых шаманы изображают сами себя. Напротив, обычные люди, никогда не входившие в транс, показываются прямой, незамысловатой чёрточкой (Цит. по: В. А. Семёнов. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век". - СПб., Издательский дом «АЗБУКА КЛАССИКА», 2008. С. 130).


Tags: Австралия, искусство, лабиринт, палеолит, пещеры, символика
Subscribe

Posts from This Сommunity “палеолит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment