Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О связи змеи и медицины.

image

Многие полагают, что змея стала символом врачевания из-за лечебных свойств змеиного яда. Однако нет достоверных данных и о сборе змеиного яда, и об использовании его в древности с лечебными целями, что явилось бы причиной использования змеи как символа врачевания древнего человека. Тем не менее, в древневавилонской мифологии покровителем врачевания был бог Нингишзида, и его эмблемой на ритуальном кубке Гудеа был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший эмблемой медицины.

Ningizzida

Кстати, и отец Нингишзиды, бог Ниназу (шум. «госпожа-знание», либо «познаю воду»), также являлся богом исцеления и омоложения, его символ — змея. Одно из преданий упоминает его, как супруга Эрешкигаль. Эре́шкигаль — властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Томская исследовательница Г. И. Пелих указывала на сходное обозначение в селькупском языке той части подземного мира, где обитают злые духи — ieretkula.

В Вавилоне змею почитали как дитя богини Земли. Осенью змея уходила в землю – умирала, как умирает зерно, опущенное в землю. Весной обновлённая змея выползала, сбросив старую кожу, и мать Земля оживала. Веками древний человек наблюдал за этим явлением, приобретал опыт познания выживания, учась у природы, стараясь понять суть сохранения жизни и здоровья.

Очевидно, для здоровья полезно подражание змее, периодическое пребывание под землёй. Поэтому человек решил следовать её особенностям обитания для лечения недугов. Для этого в древней Греции строились асклепейоны, а в более ранние периоды использовались пещеры, где больной получал исцеление во время «священного сна». Инкубация (incubation – уход ко сну), как метод врачевания «священным сном», была известна в Древнем Египте. Очевидно, она была известна и пеласгам, племенам, населявшим территорию Древней Греции задолго до возникновения культа Асклепия [1].

Г. Ф. Крейцер сообщает, что инкубация была известна в Беотии и Афинах, где связывалась с культами Трофония и Афины. Предания, на которые ссылается Г. Ф. Крейцер, вероятнее всего, относятся к хтоническому (дофессалийскому, доолимпийскому) этапу развития греческой мифологии. Любопытно, что с культом Трофония связана пещера.

По Павсанию кормилицей Трофония была Деметра, а Деметра - «владычица царства мёртвых» - олицетворяла также смену времён года, чередование расцвета и увядания природы.

В. Лейбранд (1953), говоря о сходстве в содержании культов Трофония и Асклепия, объясняет их атрибут – змею, как знак  ожидания исцеления с помощью инкубации. Однако, пишет далее В. Лейбранд, Асклепий в пределах определённого региона суживается в своих функциях до чисто врачебной деятельности. Различие заключается лишь в том, что в Лейбадейской пещере Трофония предсказывали судьбу, а в асклепейонах занимались исключительно предсказыванием течения и исхода болезни, искали в сновидениях «божественных указаний» о средствах исцеления. Кроме того, процедуру проводили не в пещерах, а в специальных инкубационных залах, которые в сущности были тем же подземельем, так как располагались в нижних этажах (подвалах) асклепейонов.

Сходство в процедурах инкубации в асклепейонах и прорицания в пещере Трофония, месте их проведения (сновидения под землёй, а их истолкование – на поверхности земли), единство главного атрибута Трофония и Асклепия (одиночная змея) указывают на то, что в сознании наших далёких предков врачевание, как и прорицание, зависело каким-то образом от вмешательства таинственных подземных сил. Прорицающим же оракулом от этих подземных сил, к которым спускался в подземелье ищущий исцеления, всегда был змей – этот житель подземелья, сочетавшийся с образом Трофония или Асклепия и вещавший больным от имени целебных сил природы. Очевидно, ответ на вопрос о происхождении процедуры прорицания и инкубации следует искать в особенностях жизни змей, за которыми, как уже говорилось выше, человек пристально наблюдал и отмечал их тесную связь с подземным миром.

REFERENCES:

1. Лудан В. В. РОЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛА МЕДИЦИНЫ ЗМЕЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

2. ИНКУБАЦИЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ В ОКРУЖЕНИИ И  АТРИБУТАХ  АСКЛЕПИЯ.

3. Википедия.
-------------------------------------------------------------------
[1] «В сущности все так называемые основатели древнегреческой медицины – Орфей, Дионис, Аполлон, Деметра, Артемида, Асклепий,– как утверждает В. Нерознак, – вошли в греческий пантеон из культуры пеласгов, фракийцев, фригийцев и других племён, населявших этот регион». А так как слово «Асклепий» переводится с фракийского или, что вероятнее всего, с пеласгского как «змеевидный бог», то, вероятно, инкубация имеет палеобалканское происхождение. На это же указывает и тесная связь культа Асклепия с культом Диониса, который имеет не греческое, а фракийское происхождение (Нерознак. В. Варвары приходят на Олимп.– Наука и религия, 1976, № 5). О большом влиянии культуры пеласгов и других племен на развитие древнегреческой медицины указывал в своих работах и Г. К. Властов.
Tags: змеи, исцеление, пеласги, пещеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Потусторонний мир — мир огненный.

    О.Б. Степанова в своей статье " МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет: " Змея в…

  • Рогатая змея.

    «Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, её рельефные изображения…

  • Священное оружие матриархата.

    Слово яга А.Н. Афанасьев сближал с санскр. aha— «змей». Как верно подметил К. Д. Лаушкин, если миф сообщает, что у божества не…

  • Реконструируем образ Медузы.

    Как показал А. Фротингем, Медуза Горгона представляла собой гротескный образ почитавшейся богини более ранней эпохи, чем знакомая нам…

  • Одержимая менада.

    Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum). Мрамор. Кон. I в. н. э. Музей истории искусств. Вена. Сочетание экстаза…

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments