Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О связи змеи и медицины.

image

Многие полагают, что змея стала символом врачевания из-за лечебных свойств змеиного яда. Однако нет достоверных данных и о сборе змеиного яда, и об использовании его в древности с лечебными целями, что явилось бы причиной использования змеи как символа врачевания древнего человека. Тем не менее, в древневавилонской мифологии покровителем врачевания был бог Нингишзида, и его эмблемой на ритуальном кубке Гудеа был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший эмблемой медицины.

Ningizzida

Кстати, и отец Нингишзиды, бог Ниназу (шум. «госпожа-знание», либо «познаю воду»), также являлся богом исцеления и омоложения, его символ — змея. Одно из преданий упоминает его, как супруга Эрешкигаль. Эре́шкигаль — властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Томская исследовательница Г. И. Пелих указывала на сходное обозначение в селькупском языке той части подземного мира, где обитают злые духи — ieretkula.

В Вавилоне змею почитали как дитя богини Земли. Осенью змея уходила в землю – умирала, как умирает зерно, опущенное в землю. Весной обновлённая змея выползала, сбросив старую кожу, и мать Земля оживала. Веками древний человек наблюдал за этим явлением, приобретал опыт познания выживания, учась у природы, стараясь понять суть сохранения жизни и здоровья.

Очевидно, для здоровья полезно подражание змее, периодическое пребывание под землёй. Поэтому человек решил следовать её особенностям обитания для лечения недугов. Для этого в древней Греции строились асклепейоны, а в более ранние периоды использовались пещеры, где больной получал исцеление во время «священного сна». Инкубация (incubation – уход ко сну), как метод врачевания «священным сном», была известна в Древнем Египте. Очевидно, она была известна и пеласгам, племенам, населявшим территорию Древней Греции задолго до возникновения культа Асклепия [1].

Г. Ф. Крейцер сообщает, что инкубация была известна в Беотии и Афинах, где связывалась с культами Трофония и Афины. Предания, на которые ссылается Г. Ф. Крейцер, вероятнее всего, относятся к хтоническому (дофессалийскому, доолимпийскому) этапу развития греческой мифологии. Любопытно, что с культом Трофония связана пещера.

По Павсанию кормилицей Трофония была Деметра, а Деметра - «владычица царства мёртвых» - олицетворяла также смену времён года, чередование расцвета и увядания природы.

В. Лейбранд (1953), говоря о сходстве в содержании культов Трофония и Асклепия, объясняет их атрибут – змею, как знак  ожидания исцеления с помощью инкубации. Однако, пишет далее В. Лейбранд, Асклепий в пределах определённого региона суживается в своих функциях до чисто врачебной деятельности. Различие заключается лишь в том, что в Лейбадейской пещере Трофония предсказывали судьбу, а в асклепейонах занимались исключительно предсказыванием течения и исхода болезни, искали в сновидениях «божественных указаний» о средствах исцеления. Кроме того, процедуру проводили не в пещерах, а в специальных инкубационных залах, которые в сущности были тем же подземельем, так как располагались в нижних этажах (подвалах) асклепейонов.

Сходство в процедурах инкубации в асклепейонах и прорицания в пещере Трофония, месте их проведения (сновидения под землёй, а их истолкование – на поверхности земли), единство главного атрибута Трофония и Асклепия (одиночная змея) указывают на то, что в сознании наших далёких предков врачевание, как и прорицание, зависело каким-то образом от вмешательства таинственных подземных сил. Прорицающим же оракулом от этих подземных сил, к которым спускался в подземелье ищущий исцеления, всегда был змей – этот житель подземелья, сочетавшийся с образом Трофония или Асклепия и вещавший больным от имени целебных сил природы. Очевидно, ответ на вопрос о происхождении процедуры прорицания и инкубации следует искать в особенностях жизни змей, за которыми, как уже говорилось выше, человек пристально наблюдал и отмечал их тесную связь с подземным миром.

REFERENCES:

1. Лудан В. В. РОЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛА МЕДИЦИНЫ ЗМЕЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

2. ИНКУБАЦИЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ В ОКРУЖЕНИИ И  АТРИБУТАХ  АСКЛЕПИЯ.

3. Википедия.
-------------------------------------------------------------------
[1] «В сущности все так называемые основатели древнегреческой медицины – Орфей, Дионис, Аполлон, Деметра, Артемида, Асклепий,– как утверждает В. Нерознак, – вошли в греческий пантеон из культуры пеласгов, фракийцев, фригийцев и других племён, населявших этот регион». А так как слово «Асклепий» переводится с фракийского или, что вероятнее всего, с пеласгского как «змеевидный бог», то, вероятно, инкубация имеет палеобалканское происхождение. На это же указывает и тесная связь культа Асклепия с культом Диониса, который имеет не греческое, а фракийское происхождение (Нерознак. В. Варвары приходят на Олимп.– Наука и религия, 1976, № 5). О большом влиянии культуры пеласгов и других племен на развитие древнегреческой медицины указывал в своих работах и Г. К. Властов.
Tags: змеи, исцеление, пеласги, пещеры
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Мистические встречи с «огненными змеями» как аналог «шаманской болезни»

    Д.В. Пузанов в статье "ТРУДНО БЫТЬ ЛЮБОВНИЦЕЙ БОГА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЛАВЯНСКОЙ ЭРОЭКСТАТИЧНОЙ ПРАКТИКИ" касается очень интересной темы…

  • Женщина как змея-искусительница.

    Д. И. Антонов в статье "ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ" пишет: "Искуситель мог изображаться в виде простой змеи или…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • О "богинях со змеями".

    Я, конечно, не знаю, насколько адекватной является попытка установления параллелей между крито-минойскими "богинями со змеями" и…

  • Змей как божество женских инициаций.

    Продожим наши расследования интимных связей между Змеем и "красными девицами", начатыми в Почему Ящер любит только "красных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments