Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Змей как божество женских инициаций.

Продожим наши расследования интимных связей между Змеем и "красными девицами", начатыми в Почему Ящер любит только "красных девок"? и Ящер и Минотавр: мифологические параллели.

А. С. Лызлова затрагивает интересующее нас явление в своей монографии "ФОЛЬКЛОРНЫЙ МОТИВ ПОХИЩЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ ЗМЕЕМ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ".

В данном контексте для нас особый интерес представляет тот факт, что чаще всего похищенными оказываются незамужние дочери (одна, две или три) царя или короля, купца, крестьянина и даже определённого исторического лица — Александра Первого [1], князя Голицына [2]; реже — жена или невеста героя. Вообще же всех этих похищенных женщин объединяет то, что они, попав под власть Змея, являются «лиминальными» (по терминологии Арнольда ван Геннепа [3] и Виктóра Тэрнера [4]) существами, то есть переживающими состояние «временной» смерти, связанное с переходным периодом в их жизни.

Это подтверждает высказанное нами предположение о связи сказочного Змея с божеством женских инициаций.

Но продолжим дальше.

В апокрифическом сказании «Подвиги Феодора (Фёдора) Тирона», которое, по словам О. А. Черепановой, «является скорее всего древнерусским по происхождению», описывается явление Змея.

"...когда вошла она (мать Феодора. — А. Л.) в третий раз в колодец, появился огромный змей и набросился на неё с сильным шумом. И услышав голос змия и увидев его, она уронила сосуд и переменилась в лице, и онемела [от ужаса]. И тотчас похитил её змей, и унёс в жилище своё, и запер её".

Появление Змея в апокрифе сопровождается сильным шумом и свистом. И в сказках он появляется после того, как «зашумело, загудело всё кругом» (Красноженова, № 18); «зашумело вдруг, загудело» [5]. В некоторых сказочных вариантах указывается, что эти звуки (прежде всего свист) издаёт сам Змей: «Идолишша свиснула и сразу, бытто осень, кругом уж лес посыпался» [6]; «вдруг послышался страшный свист: мчится Змей Лютый» [7].

Когда к шаману приближается дух-союзник, раздаётся свист, похожий на завывание ветра. Каждый знает, что это образовался ход (вроде дыхательного отверстия), через который шаман сможет полететь в потусторонний мир. Попадая в "коридор", этот своего рода "предбанник" потустороннего мира, шаман летит со скоростью выпущенной из винтовки пули, и всё вокруг него грохочет, жужжит. Например, В. Мазков из города Якутска вспоминал в 1981 году: "Некая сила вцепилась в меня, схватила за волосы и дёрнула головой вперёд в какую-то дыру... Я влетел в неё с воплем и был потрясён, когда сообразил, что лечу словно птица. Лечу по тёмной трубе, оглушённый шумом и беспрерывным жужжанием, несущимся со всех сторон" (цит. по: Прийма А. Встречи с нелюдьми. - М., 1997, с. 142).

Здесь также следует отметить, что мотив змееборства всегда предполагает противостояние между мужчиной-героем и Змеем-похитителем. Похищенная девушка или женщина никогда не сопротивляется Змею и часто живёт у него "как у Христа за пазухой": придя в жилище похитителя, Феодор «нашёл [там] мать свою, подобно девице наряженную, в злато и серебро облечённую». Очевидно, когда-то, в стародавние времена, связи "лиминальных" девиц со змеем не выглядели столь устрашающими, одиозными, но затем, по мере перехода к патриархальным ценностям, эти связи приобрели негативные коннотации. Нечего змеям шастать по чужим девкам! Змееборство следует рассматривать как борьбу с рецидивами матриархата. Подобно тому, как христианство боролось с патриархальным язычеством, само патриархальное язычество боролось с более ранним матриархальным язычеством.


----------------------------------------------------------------------
[1] Сказки Красноярского края. Сб. М. В. Красноженовой. Л., 1937. № 18. Далее в тексте: Красноженова.
[2] Великорусские сказки в записях И. А. Худякова / Изд. подгот. В. Г. Базанов, О. Б. Алексеева. М.; Л., 1964. № 53. Далее в тексте: Худяков.
[3] Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.
[4] Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 169—170.
[5] Сказки и предания Северного края / Записи, вступ. ст. и коммент. И. В. Карнауховой, предисл. Ю. М. Соколова. М.; Л., 1934. № 89.
[6] Сказки из разных мест Сибири / Под ред. проф. М. К. Азадовского. Иркутск,1928. № 4. Далее в тексте: Сказки Сибири...
[7] Русские народные сказки, собранные Богданом Бронницыным. СПб., 1838. № 1. Далее в тексте: Бронницын.
Tags: змеи, инициация, сказки
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • "Путь охотника".

    Э. Л. Лаевская пишет в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы"…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян".

    Геродот описал "самый позорный обычай у вавилонян". "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в…

  • Матриархальный путь становления Героя.

    Я долго уже размышляю о "хтоническом" быкоголовом супруге Великой Матери, и вот вчера, в очередной раз, коснулся этой темы, упомянув…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • Ящер и Минотавр: мифологические параллели.

    В продолжение предыдущей записи про "похотливого" Ящера. Г. А. Трофимов в своей статье "Образ женщины в русских народных…

  • Почему Ящер любит только "красных девок"?

    Г. А. Трофимов в своей статье "Образ женщины в русских народных змееборческих сюжетах" ссылается на исследование Б. А. Рыбакова…

  • Инициатическое.

    По сути, базовым опытом всех инициаций является переживание смерти. То есть, смысл всех инициатических обрядов заключается в том, чтобы неофит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments