Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Змей как божество женских инициаций.

Продожим наши расследования интимных связей между Змеем и "красными девицами", начатыми в Почему Ящер любит только "красных девок"? и Ящер и Минотавр: мифологические параллели.

А. С. Лызлова затрагивает интересующее нас явление в своей монографии "ФОЛЬКЛОРНЫЙ МОТИВ ПОХИЩЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ ЗМЕЕМ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ".

В данном контексте для нас особый интерес представляет тот факт, что чаще всего похищенными оказываются незамужние дочери (одна, две или три) царя или короля, купца, крестьянина и даже определённого исторического лица — Александра Первого [1], князя Голицына [2]; реже — жена или невеста героя. Вообще же всех этих похищенных женщин объединяет то, что они, попав под власть Змея, являются «лиминальными» (по терминологии Арнольда ван Геннепа [3] и Виктóра Тэрнера [4]) существами, то есть переживающими состояние «временной» смерти, связанное с переходным периодом в их жизни.

Это подтверждает высказанное нами предположение о связи сказочного Змея с божеством женских инициаций.

Но продолжим дальше.

В апокрифическом сказании «Подвиги Феодора (Фёдора) Тирона», которое, по словам О. А. Черепановой, «является скорее всего древнерусским по происхождению», описывается явление Змея.

"...когда вошла она (мать Феодора. — А. Л.) в третий раз в колодец, появился огромный змей и набросился на неё с сильным шумом. И услышав голос змия и увидев его, она уронила сосуд и переменилась в лице, и онемела [от ужаса]. И тотчас похитил её змей, и унёс в жилище своё, и запер её".

Появление Змея в апокрифе сопровождается сильным шумом и свистом. И в сказках он появляется после того, как «зашумело, загудело всё кругом» (Красноженова, № 18); «зашумело вдруг, загудело» [5]. В некоторых сказочных вариантах указывается, что эти звуки (прежде всего свист) издаёт сам Змей: «Идолишша свиснула и сразу, бытто осень, кругом уж лес посыпался» [6]; «вдруг послышался страшный свист: мчится Змей Лютый» [7].

Когда к шаману приближается дух-союзник, раздаётся свист, похожий на завывание ветра. Каждый знает, что это образовался ход (вроде дыхательного отверстия), через который шаман сможет полететь в потусторонний мир. Попадая в "коридор", этот своего рода "предбанник" потустороннего мира, шаман летит со скоростью выпущенной из винтовки пули, и всё вокруг него грохочет, жужжит. Например, В. Мазков из города Якутска вспоминал в 1981 году: "Некая сила вцепилась в меня, схватила за волосы и дёрнула головой вперёд в какую-то дыру... Я влетел в неё с воплем и был потрясён, когда сообразил, что лечу словно птица. Лечу по тёмной трубе, оглушённый шумом и беспрерывным жужжанием, несущимся со всех сторон" (цит. по: Прийма А. Встречи с нелюдьми. - М., 1997, с. 142).

Здесь также следует отметить, что мотив змееборства всегда предполагает противостояние между мужчиной-героем и Змеем-похитителем. Похищенная девушка или женщина никогда не сопротивляется Змею и часто живёт у него "как у Христа за пазухой": придя в жилище похитителя, Феодор «нашёл [там] мать свою, подобно девице наряженную, в злато и серебро облечённую». Очевидно, когда-то, в стародавние времена, связи "лиминальных" девиц со змеем не выглядели столь устрашающими, одиозными, но затем, по мере перехода к патриархальным ценностям, эти связи приобрели негативные коннотации. Нечего змеям шастать по чужим девкам! Змееборство следует рассматривать как борьбу с рецидивами матриархата. Подобно тому, как христианство боролось с патриархальным язычеством, само патриархальное язычество боролось с более ранним матриархальным язычеством.


----------------------------------------------------------------------
[1] Сказки Красноярского края. Сб. М. В. Красноженовой. Л., 1937. № 18. Далее в тексте: Красноженова.
[2] Великорусские сказки в записях И. А. Худякова / Изд. подгот. В. Г. Базанов, О. Б. Алексеева. М.; Л., 1964. № 53. Далее в тексте: Худяков.
[3] Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.
[4] Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 169—170.
[5] Сказки и предания Северного края / Записи, вступ. ст. и коммент. И. В. Карнауховой, предисл. Ю. М. Соколова. М.; Л., 1934. № 89.
[6] Сказки из разных мест Сибири / Под ред. проф. М. К. Азадовского. Иркутск,1928. № 4. Далее в тексте: Сказки Сибири...
[7] Русские народные сказки, собранные Богданом Бронницыным. СПб., 1838. № 1. Далее в тексте: Бронницын.
Tags: змеи, инициация, сказки
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • О посвящении в колдуны.

    Н. А. Криничная в своей статье "ПОСВЯЩЕНИЕ В КОЛДУНЫ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ О ПЕРЕДАЧЕ-УСВОЕНИИ…

  • Любовь и самореализация.

    Автор статьи " Кризис семьи и постпатриархат в РФ (часть 1/2) — Семья и гендер от своего зарождения до упадка в Европе" верно…

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • "Путь охотника".

    Э. Л. Лаевская пишет в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы"…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян".

    Геродот описал "самый позорный обычай у вавилонян". "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в…

  • Матриархальный путь становления Героя.

    Я долго уже размышляю о "хтоническом" быкоголовом супруге Великой Матери, и вот вчера, в очередной раз, коснулся этой темы, упомянув…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • Ящер и Минотавр: мифологические параллели.

    В продолжение предыдущей записи про "похотливого" Ящера. Г. А. Трофимов в своей статье "Образ женщины в русских народных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments