Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Тайна красного цвета.

Археологи находят красную охру при раскопках верхнепалеолитических захоронений. Охра наносилась не только на тела умерших людей, но ею раскрашивалась и сама усыпальница.

Охрой рисовали свои картины первобытные художники на стенах пещер.

Альтамира

В настенной живописи Чатал-Хююка также преобладают красный и чёрный цвета. В. А. Семёнов пишет:

"Очевидно, не является простым совпадением то, что сплошные чёрные панели находятся только в капищах с изображениями стервятников, где они замещают панели красного цвета. В этом контексте чёрный, вероятно, является репрезентацией смерти и траура. Трудно сказать, насколько обитатели Чатал-Хююка продвинулись в этом символизме, но на стенах святилищ изображались чёрные и красные быки, а также ряды красных и чёрных ладоней рук. Такие противопоставления не могли быть чисто декоративным приёмом и должны были иметь определённое значение. Волосы на мужских фигурах тоже были окрашены в красный или чёрный цвета, тогда как для обозначения женщин использовалась белая и красная краска [1]. Для изображений быков и зубров применялась чёрная краска, но в VII и III строительных горизонтах встречаются единичные примеры быков красного цвета. Эта цветовая дихотомия, очевидно, лежала в области сакральных представлений, связанных с фундаментальными идеями жизни и смерти и обеспечивающих коммуникативные связи между миром живых и мёртвых. Так, грифы-стервятники могли выполнять роль переносчиков душ умерших — психопомпов, и их способность проникновения в миры разных уровней обозначалась раскраской в чёрный и красный цвета" (Цит. по: В. А. Семёнов. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век". - СПб., Издательский дом «АЗБУКА КЛАССИКА», 2008. С. 209).

На православных иконах красный цвет всякий раз доминирует там, где изображается ад и смерть. Как правило, ад представляется в красно-чёрной гамме цветов.

Вообще, красный цвет очень сильно связан со смертью, и можно привести множество примеров. Сошлёмся на яркий пример из Евангелия, где говорится, что перед распятием Иисуса Христа облачили в багряницу.

Се, Человек!
«Ecce Homo», Михай Мункачи, 1896. На плечах Христа - багряница.

Но, очевидно, красный цвет был не только цветом смерти. Сказать, что он был также цветом жизни, я не могу, потому что это было бы голословное заявление, не подкреплённое соответствующими историческими свидетельствами. Сказать об амбивалентности красного цвета, значит ничего не сказать. Не люблю я использовать наукообразные формулы для объяснения непонятных вопросов. В этом есть что-то от магии. Поэтому не станем уподобляться колдунам наподобие Энгельса, с их заклинаниями типа "труд создал человека". Если мы что-то не знаем, лучше признаемся в нашем незнании. Незнание лучше ложного знания, потому что незнающий ищет ответ на вопрос, а уверовавший в наукообразное заклинание не ищет.
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Позднее эта цветовая дихотомия проявится в искусстве древнего Египта, Крита и Этрурии. См.: Символика белого цвета.

Tags: Иисус, Чатал-Хююк, символика
Subscribe

Posts from This Сommunity “символика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments