Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Когда появилась война?

Интересная статья в SCIENTIFIC AMERICAN Джона Хоргана о первобытных обществах, которая, в общем, коррелирует с нашей "генеральной линией" о миролюбивых матриархальных обществах палеолита.

Новое исследование доисторических скелетов опровергает утверждение о том, что война имеет глубокие эволюционные корни.
Когда началась война?

У войны глубокие корни или это современное изобретение? Новый анализ древних человеческих останков, проведённый антропологами Джонатаном Хаасом и Мэтью Пискителли из Чикагского музея поля, убедительно подтверждает последнее мнение.

Защитники теории глубинных корней высказывают различные критические замечания в адрес исследований обществ собирателей. Они жалуются, что собиратели, которых изучают, - и современные собиратели в особенности - усмирены соседними обществами. Или собиратели «изолированы», живут в отдалённых регионах, где редко контактируют с другими группами. Другими словами, эти общества собирателей нетипичны.

Но вы можете возразить, что все современные племенные общества нетипичны, в том числе те, на которые ссылаются защитники теории глубинных корней (Deep Rooters) в качестве доказательства своей позиции. Возьмём, к примеру, печально известное амазонское общество Яномамо, крайне воинственное, по словам антрополога Наполеона Шаньона, который начал наблюдать за ними в 1960-х годах.


Яномамо занимаются садоводством, что делает их никудышным примером для кочевых охотников-собирателей каменного века. Нетипичные собиратели. Более того, даже Шаньон признаёт, что некоторые яномамо более жестокие, чем другие. Конечно, Deep Rooters утверждают, что эти относительно мирные яномамо нетипичны.

Когда Deep Rooters жалуются, что общество нетипично, они на самом деле имеют в виду, что общество не так жестоко, как предсказывает теория глубинных корней. Они вопиюще предвзяты в своих утверждениях.

Deep Rooters проявляют ту же черту, когда дело касается шимпанзе Pan troglodytes, наших ближайших генетических родственникова. С середины 1970-х годов исследователи наблюдали, как шимпанзе из одного отряда убивают членов другого отряда, доказывая, как утверждают Deep Rooters, что корни межгруппового насилия даже старше, чем у рода Homo.


Deep Rooters совершенно игнорируют тот факт, что некоторые сообщества приматов наблюдались годами, и при этом в этих сообществах не было замечено ни одного нападения со смертельным исходом. Более того, исследователи никогда не наблюдали убийств в среде шимпанзе Pan paniscus, также известного как бонобо (Bonobos). Deep Rooters настаивают на том, что только самые жестокие шимпанзе являются представителями нашей исконной родословной, хотя Pan paniscus так же генетически связан с нами, как Pan troglodytes.

Честно говоря, сторонники взгляда, что война - это недавнее культурное изобретение, - я назову их изобретателями, - также играют в эту игру. Они находят причины объявлять чрезвычайно агрессивное поведение - шимпанзе или человека - как нетипичное. Например, как набеги шимпанзе, так и войны яномамо могут быть ответом на недавнее вторжение в их среду обитания со стороны внешних сообществ.

Но изобретатели также могут указать на гораздо более убедительный источник данных, подтверждающих их позицию: археологические данные. Самым древним явным свидетельством смертоносного группового насилия является массовое захоронение возрастом примерно 13 000 лет, обнаруженное в районе Джебель-Сахаба в Судане, недалеко от реки Нил. Из 59 скелетов в могиле 24 имеют следы насилия, такие как следы отрубов и вмятины на костях от ударов каменных орудий.


Но даже эта археологическая находка является исключением. Подавляющему большинству археологических свидетельств войны - которые состоят из скелетов, отмеченных насилием, искусства, изображающего сражения, оборонительных укреплений и оружия, явно предназначенного для войны, а не для охоты, - меньше 10 000 лет. Deep Rooters пытаются опровергнуть эти факты, прибегая к старому аргументу о том, что отсутствие доказательств не равно доказательству их отсутствия. Другими словами, они утверждают, что нет существенных свидетельств какой-либо деятельности человека ранее 10 000 лет назад.

Чтобы опровергнуть это обвинение, Хаас и Пискителли недавно провели исчерпывающее исследование человеческих останков возрастом более 10 000 лет, описанных в научной литературе. Они насчитали более 2900 скелетов из более чем 400 различных мест. Не считая скелетов Джебель-Сахаба, Хаас и Пискителли обнаружили только четыре отдельных скелета со следами насилия, свидетельствующими об убийстве, а не войне.

Эта «нехватка доказательств», - продолжил Хаас, «контрастирует с более поздними периодами, когда война явно появляется в исторических записях конкретных обществ и отмечена скелетными маркерами насилия, оружием войны, оборонительными сооружениями и архитектурой и т. д.»

Хаас и Писцителли представляют свои данные в своём исследовании «Предыстория войны: заблуждение этнографии», в главе «Война, мир и человеческая природа», сборнике эссе, опубликованном в этом году издательством Oxford University Press. Книгу отредактировал антрополог Дуглас Фрай, соавтор исследования обществ собирателей, которое я описал в моём последнем посте.

«Заявление о том, что война свирепствует среди почти всех охотников и собирателей (а также  хитрых и агрессивных шимпанзе), хорошо согласуется с общепринятым восприятием глубоких исторических и биологических корней войны», - пишут Хаас и Пискителли. «Предполагаемая универсальность войны в истории человечества и предков может удовлетворять общественное мнение; однако такая универсальность не имеет эмпирического подтверждения». Многие думают, что война, если она древняя и врожденная, тоже неизбежна. Президент Барак Обама, похоже, выразил это мнение в 2009 году, когда он принял Нобелевскую премию мира, всего через девять дней после того, как он объявил о серьёзной эскалации войны США в Афганистане.
«Война в той или иной форме возникла с первым человеком», - сказал Обама. Он добавил: «Мы должны начать с признания горькой правды: мы не искореним жестокие конфликты в нашей жизни».

Когда Deep Rooters признают свою неправоту?


Ну и, как всегда, добавлю несколько строк от себя.

Конечно, никто не отменял межличностные конфликты. Они были всегда и везде. Человек мог убить другого человека, например, из-за сильной обиды или мести. Но вы же понимаете, что, например, в 1914 году никакой немецкий Ганс не обижал русского Ивана, однако русские убивали немцев, и наоборот. Вот такого точно не было в первобытных обществах, чтобы люди шли убивать друг друга "за веру, царя и Отечество".


русские мужики на войне за царя
Тем не менее, СМИ и попкультура в виде телевидения и кино распространяют лживые россказни о "кровожадных дикарях". Мне думается, все эти бредни берут начало в эпохе колониализма, когда европейцы уничтожали миллионы туземцев.

В Конго бельгийцы отрубали руки детям и женщинам в наказание за плохо выполненную работу по сбору каучука, конец XIX века.
В Конго бельгийцы отрубали руки детям и женщинам за плохо выполненную работу по сбору каучука, конец XlX века.

Тогда-то и появился лживый миф о "кровожадных дикарях". Туземцы, естественно, защищались, как могли, и если у них получалось, они убивали европейцев. Европейцам это, конечно, очень не нравилось; они хотели бы, чтобы туземцы сами, с поклоном, отдали им все свои земли и стали "горбатиться" на этих землях на европецев. Кто не желал на них "горбатиться", тех они называли "дикарями". Хотя, на самом деле, всё было как раз наоборот: туземцы ЗАЩИЩАЛИСЬ от дикарей. Может быть при этом они иногда "перегибали палку", снимали скальпы с европейцев и пытали их, но вы же должны понимать, что это война, и излишнее насилие встречается очень часто на войне. И не аборигены пришли в Европу пытать белых людей, но белые люди пришли к аборигенам, чтобы обратить их в рабство.

Нет ни одного злодея, который признал бы себя мразью и падалью. Злодеи всегда находят себя какое-нибудь оправдание. Так и европейские колонизаторы, дабы не выглядеть подонками, придумали миф о "дикарях". Типа, обыкновенных людей убивать как-то неудобно, а вот убивать "фашистов" - это самое богоугодное дело.


Tags: архаический мир, война, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “война” Tag

  • Культура vs. политика.

    "Если божественная фемининность больше не почитается, социальные и психические структуры становятся слишком механистичными, слишком…

  • "Богини" пропагандистов.

    Ещё один пример символических "богинь" - аллегории стран в виде молодых женщин. Русский плакат 1914 года показывает Антанту —…

  • Причина африканских войн.

    Интересная статья Алексея Целунова на сайте "НОЖ" - Безумие, анархия, чёрная магия и другие мифы о войнах на далёком жарком континенте, -…

  • Афина Спасительница.

    В продолжение записи Языческие храмы как убежища. Плутарх в жизнеописании Солона (Солон, 12) повествует о конце Килонова мятежа. «Уже с…

  • Связь гинекократии с мужеством.

    И. Бахофен в своём "Материнском праве" подметил удивительный парадокс. "Было бы вполне естественно прийти к заключению, что признание…

  • Ямальская воронка.

    Точную причину образования сей воронки никто не знает. Есть лишь гипотезы разной степени достоверности. Говорят, весной 2014 года из недр…

  • Два эпизода войны патриархата с матриархатом.

    В Сапфо. Десятая муза говорилось о том, что в давние времена остров Лесбос находился под владычеством Трои, но и после ее падения сохранял тесные…

  • Нелицеприятная правда о мужиках.

    В продолжение постов Мужикизм и "Мужикизм" как главная помеха для идеального общества. Во время войны солдаты армии противника…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments