Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Причина африканских войн.

Интересная статья Алексея Целунова на сайте "НОЖ" - Безумие, анархия, чёрная магия и другие мифы о войнах на далёком жарком континенте, - где показывается, что основной подоплёкой всех конфликтов на Чёрном континенте является пресловутая патриархальная "вертикаль власти", созданная европейскими колонизаторами. Эта "вертикаль власти" разделяет туземцев по линии государства: одни становятся "государевыми людьми", бюрократами и чиновниками, и извлекают "профит" из своего высокопоставленного положения, другие являются подданными "государевых людей", и ничего кроме тумаков не получают от государства. Это и есть главная причина для противостояния одних - другим. Все прочие причины несущественны, а многие просто надуманны или "из пальца высосаны".

Далее приведу несколько выдержек из довольно большого текста:

"В разговоре о вооружённых конфликтах в современной Африке люди часто неосознанно воспроизводят стереотипы, которые были созданы в мозговых центрах политической верхушки и впоследствии спущены в массы через СМИ и популярную культуру. Чем меньше осведомлён человек, тем сильнее власть тиражируемых клише, однако даже компетентные люди не свободны от стереотипов. Давайте разберёмся в мифах, окружающих войны на жарком континенте.

Многие наши заблуждения восходят к эссе американского политолога Роберта Каплана под названием «Грядущая анархия» (1994). В своём очерке известный журналист и теоретик геополитики живописал ужасы повсеместной социальной эрозии и распада, в которые погрузилась Западная Африка в 1990-е годы. Каплан стоял на позициях социального дарвинизма и полагал, что войны, охватившие мир после 1991 года, были вызваны перенаселением и сопутствующей ему борьбой за сокращающиеся ресурсы. Многие антропологи возражали ему, однако их не услышали, а бестселлер Каплана был разослан по факсу во все американские посольства мира. «Грядущая анархия» стала настольной книгой политтехнологов и чиновников, ответственных за военно-политические мероприятия США на Чёрном континенте.

Обычно, когда заходит речь о войнах в Африке, люди затрудняются ответить на вопрос об их причинах. Действительно, понять мотивы участников некоторых войн бывает довольно сложно. Однако у воюющих сторон всегда были и будут военно-политические цели, тактические и стратегические задачи. Гражданские войны в Либерии (1989–1996, 1999–2003), ставшие культурной иконой «нового варварства» в кино и литературе, на деле начались с мятежа в 1980 году выходцев из притесняемых автохтонных групп. Коренные жители восстали против американо-либерийцев — потомков переселившихся сюда из США освобождённых негров, ставших элитой, которая сосредоточила в своих руках национальные богатства и принимала политические решения. Впоследствии гражданские конфликты в Либерии вращались вокруг распределения полномочий, правительственных постов и экономических ресурсов.

Другой «эталонный» пример — войну в соседнем Сьерра-Леоне (1991–2002) — обстоятельно изучил Пол Ричардс, критик Каплана. При ближайшем рассмотрении эта бессмысленная и шокирующая своей жестокостью война оказалась восстанием маргинализованной и отчаявшейся молодёжи против политической верхушки, цементированной авторитарным однопартийным режимом. Отряды вооружённой оппозиции, называвшие себя Революционным объединённым фронтом, бросили вызов иерархической и наследственной природе бюрократического государства, возглавляемого геронтократами.

2

В таких режимах дорогу к политической карьере, достойной работе, благополучной семье и общей социальной защищённости открывает образование. Лишённые его молодые люди, недавно переселившиеся из деревни в город и не нашедшие там себе места, быстро радикализируются. Этот во всех отношениях примечательный кейс попутно опровергает миф об «отсталости» и «дремучести» войны в Африке.

Похожие мотивы двигали юными участниками скоротечной войны в Гвинее-Бисау 1998–1999 годов. Подростки, взявшие в руки оружие, впоследствии описывали свой выбор труднопереводимым креольским словом dubriagem, значение которого сочетает движение, предприимчивость и смекалистость.

Afrika-1
Кадр из фильма Johnny Mad Dog (2008) по роману конголезского писателя Эмманюэля Донгала.

Часто говорят о «несостоявшихся государствах» — failed state (или fragile state в более политкорректных современных формулировках) как о причине неустройств и конфликтов. Предполагается, что практика государственного строительства в проблемных странах серьёзно хромает, поэтому им обязательно нужно укреплять «веберовское» государство — с армией, полицией, бюрократией и институтами представительной демократии… Но многие страны, охваченные непрерывными войнами (Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Чад, Южный Судан) даже не думают распадаться, что бы о них ни думали. Силы вооружённой оппозиции, сражающиеся с правительством и друг с другом, редко выдвигают сепаратистские идеи. Гораздо чаще речь идёт о борьбе за политические и экономические рычаги управления единой страной. (То есть, в конечном итоге, опять всё за ту же "вертикаль власти".)

Поиск этнических или конфессиональных корней гражданских войн стал своего рода спортом для политологов, журналистов и прочих людей, претендующих на экспертность [1]. Однако за «этнорелигиозным фактором» почти всегда стоят более глубокие требования — включённости в политический процесс, представительства в органах власти, справедливого распределения национальных богатств.

Изнеможённый от голода мальчик ползет за взрослым с мешком еды. Судан, 1998 год.
Измождённый от голода мальчик ползёт за взрослым с мешком еды. Судан, 1998 год.

В своих проповедях Мухаммад Юсуф, [харизматичный исламский проповедник и основатель организации «Боко харам» — Прим. ред.], бросивший вызов политическому режиму Нигерии, требует справедливого распределения национального богатства и борьбы с коррупцией так же часто, как и призывает установить халифат и свергнуть светское государство.

Война на Африканском континенте при всём её местном колорите полностью подтверждает главное наблюдение Клаузевица, считавшего, что война — это «продолжение политики другими средствами». Война здесь — политика в чистом виде, связанная невидимыми нитями с мировыми политическими центрами, транснациональными корпорациями и финансовыми группами. В ряде случаев война становится «нормальной» экономической деятельностью по изъятию, накоплению и перераспределению прибыли, которая порождает целый слой живущих за её счёт людей — так называемых военно-политических предпринимателей. Характерный случай — Республика Чад, десятилетиями существовавшая как поле деятельности таких бизнесменов, которых в разное время встречали не только в пустынных лагерях боевиков, но и на улицах Канады, Швейцарии, Франции, Бельгии и США.

Вооружённая оппозиция часто действует как полноценная военно-хозяйственная компания с собственной логистикой, ресурсной базой, каналами перераспределения прибыли. Это крайний случай феномена силового предпринимательства, которое возникает в ситуациях, когда другие возможности обогащения затруднены или просто невозможны. Оно сопряжено с насилием, вербовкой самых внушаемых и управляемых комбатантов — детей.

1

В целом такие войны, начинающиеся с политической мобилизации, часто заканчиваются строительством военной экономики, в которой люди могут жить десятилетиями и которая даже способна приносить прибыль её участникам и их семьям. В 2014 году ЦАР, пережившая восстание коалиции «Селека» и свержение президента, была охвачена хаосом и межобщинными столкновениями, однако там неожиданно оживилась хозяйственная жизнь: за этот год рост экономики составил 0,5 %, а к 2016 году — целых 5,2 %. Активизировалась деловая среда, строились дороги, открывались фабрики по производству продуктов питания, пива, сигарет — и это в условиях, когда до 80 % территории страны контролировали разные повстанческие движения.

Такие «военно-политические предприятия» сочетают в себе черты армий и современных бизнес-корпораций. Конечно, они пропитаны глубоко маскулинной воинской этикой, построенной на иерархии и насилии. С регулярной армией их сближает маскулинная культура, где женщины — в качестве жён, шпионок, политических сторонниц — пусть и играют ключевую хозяйственную роль, но оттеснены на задний план, а подчас становятся жертвами насилия и сексуальной эксплуатации.

(Однако, надо понимать, что эти стереотипы поведения задаёт сама "вертикаль власти".) Вершиной военно-политической карьеры служит власть, которая осуществляется без применения (и даже ношения) оружия и конвертируется в стабильный доход и важный государственный пост.

3

---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Некогда модное слово «трайбализм» (от англ. tribe — «племя») совершенно не адекватно африканским реалиям. Здесь никогда не было племён (от этого понятия современная наука отказывается), а многие известные этнические группы восходят к военно-политической организации доколониальных обществ. Лишь позже, с приходом колонизаторов, из этих групп стали создавать «этносы» — исключительно в административных целях.

Tags: Африка, война
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • О правах и полномочиях царицы-матери в Бенине.

    "Искусство Бенина давно привлекало к себе внимание исследователей. Однако его сложная символика в значительной степени оставалась загадкой и…

  • Африканские корни древнеегипетского права на трон.

    " Повсеместно в Тропической Африке правитель считался владельцем и опекуном земли и обладал правом распоряжения ею. Соответственно в мифологии…

  • "Охранные отряды" патриархата.

    Мужские тайные общества довольно часто выступают как террористические организации, запугивающие и устрашающие женщин. И. Л. Андреев в своей…

  • Ливийские амазонки.

    Наиболее экзотически экстравагантный вариант реанимации традиционных женских ассоциаций, уходящих корнями в глубь матриархата, предложил в начале…

  • Вода - женская стихия.

    Африканист И. Л. Андреев рассказывает о традиционной "связке" женщины с водой. Вода - прародительница жизни на нашей планете, и поэтому…

  • Киндерсюрприз по-африкански.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154): " Неоднократно в разные…

  • «Женитьба на внучке».

    В Африке до сих пор существует традиция активного участия деда в судьбе внучки, предусматривающая за ней право распорядиться имуществом деда (обычно…

  • Африканское традиционное воспитание детей.

    Африка пестрит пережитками и "осколками" матриархата. В Африке матриархат ещё живуч внутри сменивших его патриархальных структур.…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments