Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Экономика каменного века (3).

М. Саллинз говорит, что "охотники и собиратели работают меньше нас и добыча пропитания является у них не постоянным изнурительным занятием, а задачей, возникающей лишь периодически; времени на досуг у них — сколько угодно, а количества «дневного сна на душу населения в год» куда больше, чем в любом другом обществе". И он ссылается на исследование Маккарти и Макартура (McCarthy and McArthur, 1960), посвящённое распределению времени, затрачиваемого на охоту и собирательство.

mosika_901_00001

"Первое и наиболее очевидное заключение состоит в том, что труд этих людей не изнурителен. Время, затрачиваемое человеком на добывание и приготовление пищи, в среднем составляло 4-5 часов в день. Второе: они работают не непрерывно. Проблема добывания пищи не стоит перед ними постоянно; временами они добывают достаточно, чтобы снабдить себя впрок, благодаря чему у них остаётся масса времени, которое они могут проводить, ничего не делая".

Ну, я бы сказал, что это творческое "ничегонеделание". Во-первых, если какой-нибудь туземец ничем не занимается, это не значит, что он при этом ни о чём не думает. Наверняка, среди них были и есть мыслители типа Сократа. Что может быть более сложным, разветвлённым, более детально разработанным, чем космология догонов? Или австралийская космология Муринбата, или космология самоа, или хопи из Западного Пуэбло? Во-вторых, туземцы в свободное от работы время устраивают "вечера народной самодеятельности".

канага

Женщины уделяют много времени самовыражению: они одеваются и украшаются с творческим подходом.

женщины

Собственно, вся богатейшая мифология древнего мира появилась в среде "праздных" первобытных людей. И, естественно, чтобы рассказывать эти мифы и передавать их из поколения в поколение, потребно свободное время вечерами у костра.

М. Саллинз говорит, что если австралийским аборигенам в один день доставалась хорошая добыча, они зачастую отдыхали весь следующий день. Нет у них такой установки, чтобы работать каждый день. В полевых заметках исследователей показано, что эти люди сами задают себе темп, и лишь в одном случае охотник описан как «крайне утомлённый» (McCarthy and McArthur, I960, p. 150 и след.).

При этом М. Саллинз подчёркивает, что охотники и собиратели могут содержать иждивенцев, занимающихся, скажем так, творческим трудом. "Группа из Фиш Крик имела на иждивении человека, который якобы был профессиональным (занятым полный день) мастером-ремесленником. Ему было лет 35-40, и, по-видимому, основной его специальностью было безделье. Он совсем не ходил на охоту с другими мужчинами, но однажды ловил сетью рыбу со всей возможной энергией. Иногда он ходил в буш за гнёздами диких пчёл. Уилира был искусным умельцем, он чинил копья и копьеметалки, изготовлял курительные трубки и «музыкальные трубы» [1]" и однажды приделал рукоять к топору (по особой просьбе) с большим мастерством. Помимо этих занятий, большую часть времени он тратил на разговоры, еду и сон (McCarthy and McArthur, 1960, p.148)".

Далее М. Саллинз приводит этнографические наблюдения Ричарда Ли за бушменами !кунг района Добе. "Несмотря на низкий годовой уровень осадков (от 6 до 10 дюймов) [2], Ли обнаружил в районе Добе «удивительное изобилие растительности». Источники пищи были «многочисленны и разнообразны», особенно богатые калориями орехи мангетти — «их было такое изобилие, что они ежегодно несобранные миллионами сгнивали на земле» (все цитаты из: Lee, 1969, p. 59)".

бушмены
"Подсчёты, относящиеся к бушменам, показывают, что охотничье-собирательский труд одного человека достаточен, чтобы содержать четверых или пятерых. Если принимать это за чистую монету, то получается, что бушменское добывание еды более эффективно, чем французское фермерское хозяйство в период, предшествующий Второй мировой войне, когда более 20% занятого в нём населения кормило остальную часть. Конечно, следует признать такое сравнение сомнительным, но оно не настолько сомнительно, насколько поразительно. Из общего числа свободно бродивших бушменов, с которыми контактировал Ли, 61,3% (152 из 248) являлись эффективными производителями пищи; остальные были либо слишком юны, либо слишком стары, чтобы вносить сколько-нибудь значительный вклад. На той стоянке, которая находилась под непосредственным наблюдением, 65% были «эффективными». Таким образом, практически соотношение производителей пищи и населения в целом равняется 3:5 или 2:3, но эти 65% людей «работали 36% времени, а 35% людей вообще не работали»! (Lee, 1969, р. 67). Получается, что на каждого работающего приходится около полутора-двух дней труда в неделю. («Иными словами, каждый продуктивный индивид содержал себя и иждивенцев и тем не менее имел ещё от трёх с половиной до пяти с половиной дней, свободных для других видов деятельности».) Если считать полноценным «рабочим днём» 6 часов, то у жителей Добе, работавших 15 часов в неделю, оказывается в среднем 2 часа 9 мин. труда в день".

Добываемые у бушменов района Добе средства к существованию обеспечивали 2140 калорий на душу в день. Однако Ли подсчитал, что, принимая во внимание вес тела, нормальную активность, возрастной и половой состав населения Добе, этим людям необходимо всего 1975 калорий на душу. Некоторый избыток пищи, вероятно, доставался собакам, которые поедали то, что оставляли люди. «Можно сделать заключение, что бушмены отнюдь не вели существование на уровне ниже стандарта прожиточного минимума, на грани голода, как это обычно полагали» (Lee, 1969, р.73)".

"Как и австралийцы, бушмены проводили время, не посвящённое добыванию средств к существованию, ничего не делая или в занятиях досуга. Здесь опять обнаруживается тот самый характерный палеолитический ритм — день-два активной работы, день-два передышки".

"Женщина за один день собирает достаточно еды, чтобы кормить свою семью три дня, и остальное время проводит, отдыхая, занимаясь рукоделием, навещая другие стоянки или принимая гостей с других стоянок. Такая ежедневная хозяйственная рутина, как приготовление пищи, колка орехов, собирание дров для костра и хождение за водой, занимает от одного до трёх часов её времени. Этот ритм размеренного труда и размеренного досуга поддерживается в течение всего года. Мужчины как будто склонны работать интенсивнее, чем женщины, но их распорядок жизни не является столь равномерным. Нередко мужчина со страстью охотится всю неделю, а потом не ходит на охоту в течение двух или трёх недель. Так как охота — дело непредсказуемое и подлежащее магическому контролю, бывает, что охотники переживают полосу неудач и прекращают охоту на месяц или дольше. В такие периоды хождение в гости и различные развлечения, особенно танцы, являются основными занятиями мужчин (Lee, 1968, р. 37)".

танцы

Да, и это при том, что абориген выдавлен цивилизацией в самые скудные для пропитания районы, «его источники пищи урезаны и... он во многих случаях оттеснён от водоёмов, являющихся центрами лучших охотничьих угодий» (Spencer and Gillen, 1899, p. 50). М. Саллинз говорит, что в хорошо обеспеченных водой районах Юго-Восточной Австралии аборигены были облагодетельствованы рыбными ресурсами. "Несколько минут рыбной ловли могут дать достаточно, чтобы прокормить «всё племя» (Hodgkinson, 1845, р.223; ср. Hiatt, 1965, pp. 103-104). «В действительности на всей территории восточного побережья чернокожие никогда так не страдали от недостатка пищи, как это полагали многие соболезнующие авторы» (Hodgkinson, 1845, р. 227). Также и Эйр утверждает: «Почти в каждой области континента, которую я посетил, там, где присутствие европейцев или их скота не ограничило или не уничтожило традиционные местные средства жизнеобеспечения, я обнаруживал, что туземцы могли обычно за три или четыре часа добыть столько еды, сколько нужно на день, и это без всяких мучений или утомления» (Eyre, 1845, pp. 254-255; курсив мой)".

Прерывистая хозяйственная деятельность южноамериканского охотника ничем не отличается от аналогичной деятельности австралийского аборигена или южноафриканского бушмена. "Ямана [3] неспособны к постоянному, ежедневному тяжёлому труду. Это очень досаждает европейским фермерам и нанимателям, на которых ямана часто работают. Их работа — «то стоп, то поехали», но и при нерегулярных усилиях они могут развивать значительную энергию в течение некоторого времени. Потом, однако, они выказывают стремление к неограниченно долгому отдыху, во время которого лежат, ничего не делая и не проявляя признаков большой усталости... Очевидно, что такие перерывы в работе приводят европейского нанимателя в отчаяние, но индеец ничего не может с этим поделать. Таков его природный склад (Gusinde, 1961, р. 27)".
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Духовые музыкальные инструменты крупных размеров, сделанные из полого ствола небольшого дерева.
[2] От 150 до 250 мм.
[3] Ямана — другое название яган, группа огнеземельцев.
Tags: традиционные общества, экономика
Subscribe

Posts from This Сommunity “экономика” Tag

  • О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

    Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в…

  • Киндерсюрприз по-африкански.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154): " Неоднократно в разные…

  • Экономика матриархальных обществ.

    "Изучение проблемы «свободного времени» весьма существенно для реконструкции образа не только охотника собирателя, но и жизни людей…

  • Экономика каменного века (2).

    В продолжение записей " При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и При…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • Старая Европа как центр металлургии.

    В продолжение записи Первую бронзу выплавили на Балканах. andvari5 в О медном веке. Где, как и когда? сообщает, ссылаясь на статью…

  • О первоначальном накоплении капитала.

    Герда Лернер пишет о том, что в восточных деспотиях, особенно в Ассирийской империи, женщины превратились для мужчин в разновидность ресурса, который…

  • Земледелие "чревато" самодержавием.

    Земледелие - это экономическая система с отсроченным возвратом. Стало быть, иерархическая "вертикаль власти" имплицитно заложена в…

  • Почему охота - не женское дело?

    Л. М. Управителева, задавшись вопросом, почему мужчины охотятся, а женщины занимаются собирательством, приводит мнение американской исследовательницы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments