Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О пережитках матриархата у скандинавов (1).

Автор - Е. А. Рыдзевская (сокращённый текст). Источник.

"Вопрос о пережитках матриархата у древних скандинавов до сих пор очень мало исследован. В отношении германцев вообще им занимались неодно­кратно многие немецкие историки права — К. v. Amira, A. Heusler, A. Lamprecht и целый ряд других; их труды относятся к 80-м и 90-м годам XIX в. На основании изучения германских «правд» (Lex Salica и др.) они единогласно говорят о наличии у германцев пережитков материнского права, постепенно вытесняемых патриархальным началом. Германским материалом пользуются также Бахофен в своих «Antiquarische Briefe» (1881—1886 гг.) и Даргун в «Mutterrecht und Raubehe» (1883 г.) в связи с общей концепцией матриархата у этих авторов как универсальной стадии развития человеческого общества, а не как явления, характерного для каких-нибудь отдельных племён.

Исландские саги исторического типа представляют собою повествования биографического и в значительной мере генеалогического содержания. По замечанию современного норвежского историка Н. Koht'a, читая их, можно подумать, что в стране только и жили одни вожди. Это, по правде сказать, несколько преувеличено, так как эти саги хотя и говорят преимущественно о политических собы­тиях и о принимавших в них участие конунгах и вождях, но дают вместе с тем и очень ценные сведения иного характера.

Род и семья эпохи викингов носят бесспорно патриархальный характер. Соответственно этому, выдача дочери замуж зависит не от её личного выбора, а от усмотрения отца, брата и других родичей, для которых решающими являются соображения знатности, богатства и выгодных для них связей, устанавливаемых между двумя семьями путём брака. Замужество девушки по собственному выбору в исторических сагах —дело сравнительно необычное, в противоположность легендарным преданиям, где отец или брат часто предоставляет дочери или сестре полную свободу в вопросе о браке. В этом, по-видимому, отражается более старый семейный уклад, чем тот, который знала эпоха викингов. Саксон Грамматик, у которого среди его легендарных героинь таких примеров немало, говорит, что в древности девушкам предоставлялся свободный выбор жениха (Saxo, V , р . 124).

Наряду с такой зависимостью в вопросе о браке, мы видим и черты эконо­мической самостоятельности женщины. Будучи единственным ребёнком у своих родителей, она пользуется таким же правом наследования, как и сын. Далее, приданое, которым обязан снабдить её глава её родной семьи при замужестве, так наз. «heimanfylgja» (буквально «то, что следует за нею из дому»), заключаю­щееся как в движимом, так и недвижимом имуществе, она вносит в хозяйство мужа на правах товарищества, «felag», «helmingarfelag» и получает его обратно в случае вдовства или развода. Последний устраивался в Исландии одинаково легко по инициативе как жены, так и мужа. Ей же принадлежит на тех же правах, как и приданое, «mundr», т. е. выкуп, вносимый при браке женихом за невесту. В пределах дома она — полная хозяйка, и саги с удовлетворением отмечают энергию и распорядительность той или иной исландки в этой области. Но влияние и значение женщины не ограничивалось домашним хозяйством и семейным бытом. Даже такое, казалось бы, домашнее дело, как гостеприимство, не сводилось в её руках к радушному приёму, хорошему угощению и т. п. Она принимает участие в делах людей, посещающих дом мужа, нередко покровительствует лицам, к которым он не расположен, и добивается его содействия им, или по крайней мере —- устранения препятствий с его стороны. Среди чрезвычайно частых в Исландии распрей между отдельными вождями, вокруг которых группируются их родичи, соседи и друзья, вопрос о сторонничестве и покровительстве был, конечно, весьма важным. И здесь, как и в повседневных бытовых делах, с женщиной считаются и советуются не только в её семье, начиная с мужа, но и в более широком кругу родичей и друзей. Саги дают весьма чёткие и обстоятельные характеристики женщин (иной раз и резко отрицательные) и с похвалой отмечают уважение, которым пользуется какая-нибудь Торгерд или Асхильд не только в своей семье, но и во всей округе. Общественное значение, в частности, гостеприимства, о котором здесь только что было сказано, особенно заметно в эпоху заселения Исландии (IX—Х вв.): к этому времени относится предание о Гейррид, поселившейся в Боргардале (зап. Исландия) и прославившейся тем, что в доме, который она построила себе на проезжей дороге, каждый путник всегда мог получить еду.

Участие женщины в общественных делах формально является лишь косвен­ным, неофициальным. Когда Grett., LII, 14, говорит, что умная и энергичная Торбьорг из Ватнсфьорда (сев.-зап. Исландия) в отсутствие мужа правила всем округом и решала все дела, то, конечно, это осуществлялось, так сказать, явочным порядком, в силу её личного авторитета и доверия к ней как мужа, так и жителей округа, а не в силу её офицальной роли, каковая женщине принадлежать не могла (20-е годы XI в.).

Особой самостоятельностью отличается в сагах женщина-вдова, прежде всего — в вопросе о втором браке, а иной раз даже третьем и четвёртом. В этом отношении она фактически (в меньшей мере юридически) более свободна, чем девушка, более независима в отношении своих опекунов. Вдова, которая совер­шенно самостоятельно ведёт своё хозяйство (или выбирает себе помощника по своему усмотрению) и обладает большим авторитетом в отношении своих уже взрослых детей — весьма видная и обычная фигура в сагах.

В сагах, касающихся Норвегии, Швеции и Дании, мы наблюдаем участие в политической жизни женщин из верхних слоёв общества — жён, матерей и сестёр конунгов и крупных вождей. В Норвегии интересна, между прочим, одна руническая надпись эпохи викингов, по датировке некоторых исследователей — середины XI в.: «Гунвор устроила мост, Трирека дочь, в память Асрид, дочери своей; она была искуснейшей (в рукоделии) девушкой в Хадаланде». Гунвор, по-видимому, вдова, и притом женщина богатая; у неё есть средства не только для того, чтобы поста­вить рунический камень в память дочери, прославившейся в качестве выдаю­щейся рукодельницы, но и для того, чтобы устроить в её же память сооружение, имеющее большое общественное значение. Как мы видим из других скандинав­ских рунических надписей и вещественных памятников, термин bru (мост) обозначает не только мост в обычном смысле, перекинутый через реку, поток и т. п., но и дорогу, сооружённую из камней и проложенную по труднопроходимым болотистым местам (ср. русск. гать).

(От себя добавлю ещё, что недавно норвежские археологи обнаружили два погребальных корабля в поселении Виньера в 500 км к северо-западу от Осло. Захоронения были произведены с интервалом примерно в 100 лет. Лодка, в которой была погребена женщина, была помещена в более крупную лодку погребённого до этого мужчины. Для того, чтобы захоронить женщину, могила мужчины была аккуратно раскопана. Мужчина был погребён вместе со своим щитом и мечом, а женщину похоронили в лучшей одежде и украшениях. Также и лодка, обнаруженная в 1904 году у Осло-фьорда, служила могилой для двух женщин, одной из которых было от 60 до 70 лет, а другая была значительно моложе.)

Говоря об историческом предании, нельзя не упомянуть о роли, принадле­жащей женщине в деле его устной передачи. Авторы саг часто ссылаются на сведения, полученные от той или иной «мудрой и знающей» женщины. Характерен в этом отношении рассказ саги об исландском епископе Торлаке, который в юности, наряду с усвоением церковной книжной науки, учился у своей матери, передававшей ему родовые предания, генеалогические сведения и т. п. (Bisk., т. I , стр. 91, 2-я пол. X I I в.). В древнесеверной литературе известно также несколько представительниц самостоятельного литературного творчества, женщин-скальдов.

Непосредственно вводит нас в область разыскиваемых нами пережитков матриархата такое явление, как метронимические обозначения, напр., Торстейн сын Торы. Иногда целая группа сыновей обозначается по имени матери: напр. сыновья  Гунхильд — Gunnhildarsynir, сыновья исландки Х в. Дроплауг — Droplaugarsynir, сага о которых так и называется Droplaugarsona Saga, и др.

К. Weinhold в своей книге «Altnordisches Leben», вышедшей в 1856 г., счи­тал, что это наблюдается лишь в виде исключения, а именно — в случае ранней смерти отца (стр. 278). При тщательном просмотре всей древнесеверной литера­туры таких «исключений» набралось, по моему подсчёту, не менее ста, начиная со скандинавских богов в Эдде (Fjorgynjar burr, Loki Laufeyjar sonr) и кончая теми обыкновенными смертными норвежцами, которых одна грамота 70-х годов XIII в. называет Guthormr Gyduson, Rafn Disarson и т. д. Что сын очень часто назывался по имени матери, а не отца, в связи с ранней смертью этого последнего и значением вдовы, как главы семьи, подтверждается самими текстами саг, дающими такое объяснение. Тем не менее, полагаю, что, несмотря на соответствие между ним и наличными фактами, корни рассматриваемого нами явления не только в этом".

Здесь, добавлю я от себя, надо "копать" глубже, не в скандинавских сагах, а в фольклоре и этнографии саамов. Саамы являются прямыми потомками палеоевропейского населения археологической культуры Комса. И, до прихода индоевропейцев, они, конечно, населяли всю Фенноскандию.

Фенноскандия

Вот от них-то, скорее всего, и дошли до эпохи викингов пережитки матриархата.
Tags: Скандинавия, пережитки матриархата
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • О строителях лабиринтов на севере Европы.

    Есть идея отождествить строителей лабиринтов на севере Европы с носителями таинственной культуры ямочной керамики. Эта культура считается культурой…

  • Теория о титуле хёльги

    Жили и "ходили на дело" варяги росы ватагами под предводительством вождей-жрецов хёльгов (hölg), что вообще характерно для древних…

  • О положении женщины в обществе викингов.

    "В обществе викингов женщины занимали, видимо, достаточно высокое положение: они могли владеть собственностью и управлять ею. В сагах они часто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments