Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О Божестве, которое олицетворяет коридорные гробницы.

Оригинал взят у mazayka_urza в О Божестве, которое олицетворяют коридорные гробницы.

После моего довольно сумбурного поста о коридорных гробницах, решила написать о том, кем была эта загадочная Богиня, которую они олицетворяли.
Люди, построившие мегалиты, верили в то, что смерть - это ещё не конец, есть шанс возродиться для новой жизни (в этом мире или ином). Но для этого требовалось провести обряд похорон в мегалитических гробницах с чётким выполнением всех ритуалов. И, конечно же, нужно было заручиться её поддержкой - могущественной Богини Возрождения, что обитала здесь, среди Больших камней, бродя от гробницы к гробнице. С её лица, напоминающего хищную птицу, на бренный мир, который она же и создала, и она же определяла конец всякой живой твари, смотрели два круглых глаза, сверкающие подобно солнцу.
В этот раз я решила взять те же замечательные комплексы мегалитических гробниц Ирландии - Бру-на-Бойн и Лох-Крю. Просто потому, что я их лучше знаю. Да и в народе они больше известны.
И тот, и другой комплекс имеют много общего :
- оба расположены в Графстве Мит;
- построены в одно и то же время (и одним народом - культуры желобковой керамики);
- и относятся к одному и тому же типу коридорных гробниц.
Комплекс Лох-Крю прочно связан с образом Старухи Кайлех. Он расположен на возвышенности Слив-на-Калли, что переводится, как "Холм Ведьмы". И уже из названия возвышенности видно, что мегалитические гробницы посвящены Богине в её форме Старухи или Ведьмы.
Имя Кайлех здесь повсюду, ведь по легендам даже своим появлением мегалиты Лох-Крю обязаны ей. Некогда она вознамерилась править всей Ирландией, а чтобы доказать своё право на это, Старуха решила четырьмя прыжками преодолеть все четыре вершины Слив-на-Калли. Ей бы это удалось, но на последнем прыжке она споткнулась и, упав, разбилась. Пока она прыгала, из её передника выпадали камни, и так возник комплекс Каирнов. (Подобные легенды о возникновении дольменов рассказывают и в Северной Европе о великаншах.) Таким же образом были построены и другие неолитические сооружения; этот комплекс легенд получил название "Однодневное строительство", поскольку сооружения строились за одну ночь.
Лох-Крю считался и домом, и могилой Старухи, а один из каирнов, который обозначают буквой Т и ещё называют Белым Каирном, также известен как "Каирн Хаг", то есть курган Старухи.
Возле него расположен камень, некогда бывший бордюрным (располагался в кольце камней, которые опоясывали гробницу), известный в народе как  "Трон Старухи".
По легендам, Старуха сидела на нём, смотря в небо, когда создавала этот мир. Ежегодно люди из близлежащих деревень приходят к нему, чтобы посидеть в нём, и желания их сбываются. Особенно жаждут посидеть в нём женщины, которые хотят ребёнка, ведь Старуха может поделиться с ними своим плодородным потенциалом.
В долине реки Бойн никто легенд о Старухе не рассказывает, но здесь есть свои героини. У каждого из трёх великих курганов Бру-на-Бойн есть своя легенда о Великой Богине (или просто легенда, связанная с могущественной женщиной).
Например, в самом известном - Ньюгрейндже (и самым поздним по возведению) - проживала богиня Боанн, олицетворяющая  реку Бойн.

Курган Ньюгрейндж - местожительство богини Боанн и её семьи

Ирландское название Ньюгрейнджа  "Си-ан-Бру" - "Волшебное (от Сидов, местных фейри) жилище". Местные верили, что в момент межвременья, когда один год закончился, а другой только начался, Сиды (Ши) выходят наружу. Этот курган известен также своим удивительным явлением. В самую длинную ночь в году, солнце, проникая через отверстие над входом, освещает внутреннюю камеру.
Первым обитателем Ньюгрейнджа был сильный маг-друид - Эалкмхар (Элькмар), который приходился супругом Боанн (или по-другому её называют Этейн). Он принадлежал к расе Таута-де-Дананн, божественных магов, у которых он был судьёй. Он был сильным магом и внушал опасения даже самому богу Дагде, возжелавшему его супругу, прекрасную Боанн. Чтобы иметь к ней доступ, он выслал Эалкмхара по делам, а сам навестил Богиню. После их связи, Боанн зачала дитя. Желая скрыть измену, Дагда задержал солнце на небесах на девять месяцев, и получилось так, что их ребёнок родился в тот же день, что и был зачат. То есть, если Лох-Крю связан с мотивом однодневного строительства, то Ньюгрейндж связан с мотивом рождения ребёнка за один день. Этот ребёнок был бог любви - Оэнгус.
После всех перипетий, Дагда вместе с Боанн, которая отныне стала его женой, сам поселился в Ньюгрейндже. Когда Оэнгус вырос, он попросил у отца его дом на один день и одну ночь, и тот согласился. Но когда день подошёл к концу, он заявил Дагде, что вся жизнь состоит из дня и ночи, поэтому он отдал ему Ньюгрейндж на всю жизнь. Так у кургана появился ещё один хозяин.
Легенда о рождении Оэнгуса интересна тем, что имеет прямое отношение к происходящему в гробнице 21 декабря световому чуду. Ведь перед днём зимнего солнцестояния солнце "умирает", но с рассветом луч, проходящий через проход в Чрево Богини Кургана, оплодотворяет его, и светило возрождается. И всё это происходит за один день, так же как был зачат и рождён сам Оэнгус.
Поздняя христианская легенда рассказывает о некоем ребёнке, который был рождён в середине зимы, он проводит три дня в каменной могиле и возрождается к жизни. Легенда несёт в себе явные отголоски верований древних строителей гробниц.
А теперь о самом образе Боанн. Одним из частых её эпитетов было название "Корова" (например, Белая Корова плодородия), а само имя возводят к слову, означающему "плодовитость". Её также связывают с богиней Анну (Дану) -  легендарной прародительницей племён богов - Туата-де-Дананн. То есть Боанн имеет отношение  к тем древнейшим Богиням -творцам, богиня-коровам, которые известны и в других мифологических системах (египетские - Нут, Хатор, Исида; греческая Гера). И её образ, особенно эту коровообразность, считают прародителем образа Старухи Кайлех. Как именно это происходило, может помочь следующий мифологический женский образ, который связан с другим курганом Бру-на-Бойн, самым большим - Ноутом.

Курган Ноут - местожительство богини Буй и её супруга бога Луга
Мифы рассказывают нам, что Ноут - это Кнок Буй - дом верховной богини Буй и её супруга бога Луга. Уже по имени супруга Луга можно понять, что эта самая Буй - ни кто иная, как Кайлах, в её ипостаси жены и матери. Ирландское название кургана  Кногба не выводится из Кног Буй, но с Буй его связывает Диншенхас из Кногбы. Эта хроника говорит, что Буй была супругой Луга мак Кейна, которую погребли после смерти в кургане Кногба (Ноут). Диншенхас Нэсс рассказывает о том, что в Кногбе есть холм Буй, где она жила и там же её похоронили. Нэсс и Буй были дочерьми короля Британии Руадри, и обе сестры были замужем за Лугом мак Эйтленн. Первый, кто сравнил Буй с Кайлах, был  Т.Ф. Рейхилли, который утверждал, что в знаменитом "Плаче Старухи Беары" Мерфи конца VIII в. имя Кайлех приводится как Буй, он также приводит другие упоминания о ней, под именем Буй, Буа. С другой стороны, соединение Кайлех Бэр с эпонимом Кногба представил И.Э. Берн и Мак Кан.
Буй появляется в качестве эпонимов в ряде мест на полуострове Беар. Есть и другие доказательства этого, я не буду приводить их здесь, чтобы не занимать много вашего внимания. Важно то, что Буй - это Кайлах. И Буй восходит к слову Корова, что прямо соотносится с богиней Боанн.
И если в Лох-Крю она представлена как первобытная великанша, строительница мира, то в Бру-на-Бойн её фигура более цивилизована, она предстаёт, как королева, супруга солнечного бога кельтов Луга и мать местных народов. А также олицеторение королевской власти, для которой Луг был королём-консортом. Луг был рано соединён с Бру-на-Бойн, а также Кногбой. В стихотворении XIII века курган Кногба является входом в Эмайн Аблах, где Луг воспитывался.
Ещё одна история о Корке Дуибне рассказывает о том, что мальчик стал плодом инцеста брата и сестры, в результате чего на страну обрушился неурожай, и тогда жители решили принести ребёнка в жертву. Но мудрый друид предложил просто-напросто забрать Корка себе, чтобы воспитать его за пределами Ирландии. Вместе с друидом жила старуха, которую звали Буй и которая последовала за ним и мальчиком на остров. У этой пары бал красноухая белая корова, на чьей спине каждый день мыли Корка. И однажды корова бросилась в море и стала скалой, приняв на себя проклятие ребёнка. Остров назывался Иннис Бай, а скала Бо Бай. В связи с этим обрядом упоминается остров Тех-Андуин (страна мертвых), однако для Корка - это не смерть, а очищение от проклятий, после которого он возвращается в мир живых. Он переживает символическую смерть и возрождение. Показательно, что именно корова была принесена в жертву как "козёл отпущения". Другое название для Тех-Андуин - Тарбх (бык). Итак, Старуха Буй проводит с ребёнком ритуал смерти и перерождения, а также она представлена как эпоним Кногба (Ноут), который будучи курганом в Бру-на-Бойн, считался обителью мёртвых  и олицетворял Чрево.
Третий курган Бру-на-Бойн - самый древний Даут.

Даут - Дом Тьмы
Его называют Дубад. Он связан с кровосмешением и тьмой. Легенды рассказывают о Бресаломе Бо Дибаде, который управлял Ирландией. На страну его однажды напал страшный мор, погубивший скот, остались лишь семь коров и один бык. Люди собрались на совет и решили построить высокую башню, по которой они смогут уйти в мир Богов на небесах. Бресалом смог собрать всех на строительство только на один день. Сестра Бресалома была колдуньей, и она предложила задержать солнце на небесах, чтобы вся работа уложилась в один день. Однако её брат не смог справиться с похотью и вступил с колдуньей в кровосмесительную связь, её чары рассыпались, и тьма пала на людей. И они сказали, что уйдут, поскольку собрались здесь для того, чтобы построить башню за один день, а место это отныне будет Домом тьмы (Дубад).
Здесь в Бру-на-Бойн, отчётливо видна функция Богини как материнского божества.
Есть несколько интересных эпизодов, которые связаны с курганами:

- мотив запретной любви (измена, инцест).
древние божества были связаны между собой тесным родством, и братья вступали в связь с сёстрами, что было не допустимо для тех же кельтов. Или даже это отголоски веры в неразделённо двуполое  божество

- мотив задержания солнца на какой-то период, в результате которого получается один длиный день

- рождение ребёнка

- королевская власть
Не исключено, что такие курганы могли быть связаны с посвящением в вожди, инициациями

- мотив погребения и воскрешения

В Бру-на-Бойн богиня, что позднее будет зваться Кайлах, очень отчётливо выступает в мифах, как олицетвоение земного чрева, богиня - это сам курган.
Позднее она получит другую символическую форму изображения, которая, как нельзя лучше передаёт её суть - Шейла-на-Гиг.
Tags: Британия, кельты, мегалиты, мифология
Subscribe

  • Слепая.

    Сегодня я в городском автобусе обратил внимание на одну слепую женщину. Маленького роста (меньше 160 см) и пухленькая, как "пышка", около…

  • Оппозиция "дом - улица" в гендерном аспекте.

    Прочитал у antonio_rg в Сцены изъ дѣтства: Моя добрая мать Екатерина ​Рейнеке​, придерживаясь консервативныхъ…

  • Выглядывая из "самоизоляции".

    7 мая Глеб Онищенко заявил, что " коронавирус выдыхается. И в России, и в мире". Однако что мы видим на самом деле? Источник картинки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments