Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О женщинах средневековой Исландии.

Добротный текст от Ксении Кляксы, как раз в сегодняшнюю "скандинавскую" тему:

"Средневековая Исландия была тем, что социологи называют аграрной культурой. Определяемое этим термином видение человека и общества являлось решительно маскулинным, и основание для этого было совершенно естественным, основанным на физической силе: владение двуручным мечом и управление парусным судном – работа не для слабых женских рук. С другой стороны, трудовые обязанности в таком обществе были чётко разграничены. Мужчина – рыболов или викинг, охотник или торговец, отправлялся в поход, нередко на несколько месяцев (например, на тёплое время года, то есть с мая по сентябрь), передавая руководство фермой жене. Конечно, она имела слуг, "рабов", одного или несколько помощников или взрослых детей, способных исполнять важные работы, но тем не менее именно она оставалась ответственной за бесперебойный ход работ. При этом она сама принимала участие в ежедневных работах или по крайней мере руководила ими. Тем самым формировалось и её телосложение, которого не было у женщин запада или юга Европы.

Кроме того, за века выработалось нечто вроде разумного компромисса, согласно которому у каждого, и у мужа и у жены, имелась своя особая область деятельности. Даже сегодня человек, вошедший в традиционный скандинавский дом, не может не заметить деревянную планку, закреплённую на полу под входной дверью. Он ошибочно может подумать, что она служит исключительно как преграда для проникновения сквозняков: но это отзвук древних обычаев. Эта планка на древненорвежском называлась stokkr и имела юридическое и сакральное значение – если это в данном случае не одно и то же. Каждый, кто переступал через неё, тем самым оказывался внутри "дома" в юридическом смысле и проникал за священную ограду – hýbýli, что соответствует нашему понятию "жилища". В результате убийство, например, совершённое тем, кто переступал эту планку, считалось более серьёзным преступлением, чем преступление, совершённое с внешней стороны, так как тем самым наносился урон священной составляющей жилища. Но у этой планки была и другая, юридическая ценность: она ограничивала территорию, внутри которой безраздельно царила хозяйка дома (húsfreyja). Húsfreyja становилась полноправной властительницей innan stokks (или innan húss, так как термин hus применяется к любому зданию, включённому в состав фермы), едва переступив планку у порога дома. Мужчина отвечал за всё то, что оказывалось и происходило útan stokks – вне этой планки. Таким образом, разделялись сферы влияния обоих полов, оставляя каждому полную свободу в исполнении своих прерогатив.

В средневековом скандинавском обществе женщина пользовалась очевидным уважением, что проявлялось не только в исключительно материальном аспекте. В некотором смысле именно женщина обеспечивала передачу из поколения в поколение обычаев и образа жизни. Более того: именно она в первую очередь должна была обучать или по крайней мере воспитывать многочисленных детей, которые рождались у неё и у других сожительниц хозяина дома. В этом смысле она была хранительницей семейных ценностей и традиций – как традиций её собственного клана, так и клана её мужа, и именно она должна была передать их своим потомкам; существует предположение – соблазнительное, но не подтверждённое источниками – что именно женщина рассказывала саги или декламировала генеалогические поэмы. Иначе говоря, она была хранительницей великих традиций, без которых не было бы семьи. В результате она становилась воплощением чести своего клана, и во многих сценах саг именно женщина напоминает мужчинам своей семьи об их долге перед кланом, если они слишком долго медлят с осуществлением необходимой мести, которая только и может смыть нанесённое оскорбление. Это, возможно, объясняет, почему женщина чаще, чем мужчина, оказывалась колдуньей или волшебницей: ведь тайное знание исходило из традиций, носительницей и хранительницей которых она была. При любом положении дел очевидно, что женщина пользовалась значительными возможностями и уважением, чего не было во многих других средневековых обществах".

От себя добавлю, что аналогичные обычаи имели место быть и в древнеримских домах. Об этом нам напоминает слово "вестибюль" (лат. vestibulum «посвящённый Весте»). Вестибюль - это помещение перед входом во внутренние части здания, прихожая или передняя, где горел священный огонь Весты. Это была священная территория, "домашний храм", совершение преступления в котором было немыслимо для настоящих римлян.

Tags: Скандинавия, Традиция, дом
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments