Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О религии древних иберов.

Традиции почитания Великой богини иберами зафиксированы самыми ранними античными источниками. Есть упоминание её как Геры и свидетельство о почитании её священного животного - коровы (Strab. III. 5, 3; Diod. IV.12.2). Страбон отмечает иберийский обычай приносить жертвы Великой богине ночью, при полнолунии, и устраивать хороводы всю ночь напролёт (III. 4, 16 ).

Археологические материалы значительно дополняют сообщения античных авторов, позволяя расширить географические и хронологические границы наших представлений о культе Великой богини. Фетишем богини являлось нагромождение камней у входа в пещеру, что заставляет вспомнить сообщение Страбона о подобном ритуале у иберов. Святилища, где отправлялся культ Великой богини, обнаружены в Эль Карамболо (Севилья), Кастулоне (Хаэн), Галера (Гранада), Посо Моро (Уэльва), Лос Вилльрес (Валенсия), Лльяно де Консоласьон, Сигаралльехо (Мурсия), Эльче (Аликанте), Улльястрет (Герона), Серро де лос Сантос (Албасете).

Фигурки быка обнаружены и во многих иберийских святилищах. Так, в Кастулоне терракотовая статуэтка быка является жертвенным алтарём. Такую же роль выполняет фигура быка в Обулконе. Многочисленные надгробья с фигурами быков в иберийских некрополях и использование мяса быка в погребальной трапезе заставляют вспомнить тавроболии древнего мира. Возможно, и современная испанская коррида уходит корнями в религиозную культуру иберов. Сопровождение погребальных обрядов ритуальными состязаниями на мечах, схватками с дикими животными, плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах составляло особенность религиозной культуры иберов (Strab. III.4. 16). Вереницы танцующих мужчин и женщин составляют орнаментальные декоры ритуальной керамики из Эльче и Лирии. Единоборство человека с быком, парные и командные сражения гоплитов показаны на погребальных стелах и керамике, обнаруженной в многочисленных иберийских некрополях [1].

С архетипом высшего женского существа связана мифологема матери, выражающая ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия [2]. Эта сторона культа Великой богини объясняет её хтонические черты, которые особенно видны в иберийской религии. Многочисленные статуарные изображения Великой богини составляют часть погребального ритуала иберов. Так, совершенно очевидна особая роль Богини из некрополя База, которая является ритуальным центром гробницы.

Dama_de_Baza
Фото: ASF / Сидящая на "крылатом троне" «Дама из Басы». Скульптура найдена в иберийском некрополе вблизи современного испанского города Баса. Создана в IV веке до н.э. "Дама из Басы была обнаружена в некрополе, судя по всему это Божество,  призванное охранять прах умершего. Сама статуя была приспособлена под погребальную урну. Престол Богини крылатый. А крылатое божество Диких зверей почиталось у иберов под разными именами. Видны львиные лапы у основания трона. То есть это типичное божество на львином престоле", - говорит mazayka_urza.

Очень вероятна близость древнегреческой Артемиды к образу иберийской Великой богини. О близости культа Артемиды иберам свидетельствует Плутарх, который отмечает, что Серторий, стремясь объединить вокруг себя народы Иберии, везде появлялся в сопровождении прирученного белого оленя, "распуская слух, будто он подарен ему Артемидой" (Plut. Sert. XI).

Иберийские святилища были тесно связаны с некрополями. Вероятно, эта связь восходит ещё к мегалитическим традициям, когда мегалиты использовались как усыпальницы. Неразрывная связь мира живых и мёртвых, столь характерная для мировоззрения иберов, отразилась и в непременном присутствии поселения неподалёку от святилища и некрополя. По мере роста территории поселения некрополь и святилище могли стать сакральным местом внутри него. Например в случае с крошечным поселением Кэхола, около Сан Педро, где святилище было внутри oppidum, отражая динамику роста поселения.

Л. М. Коротких сообщает:

"Интересные материалы получены при раскопках святилища Великой богини в местечке Фернао Ваз на юго-западе полуострова. На высоком берегу реки Мира возвышался алтарь и развалины небольшого строения (храма?). В непосредственной близости от святилища, на склоне холма находились два некрополя, датируемых соответственно VII и V вв. до н.э. Довольно широкая дорога, соединяя святилище и некрополи, спускалась к реке. Близ алтаря обнаружены ритуальные бронзовые иглы-проколки (своеобразные стилеты) для совершения обрядовых ритуалов, связанных с очищением кровью жертвы. Подобные предметы имели широкое распространение в Средиземноморье в VIII-VII вв. до н.э. Здесь же встречены многочисленные глиняные фигурки коров. Любопытно сравнить изображение жертвенного ритуала на краснофигурном кратере из Алкасер де Сал (Португалия), где животное умерщвляется с помощью подобных стилетов, а над действующими лицами возвышается голова коровы. Близость к водному источнику, ритуальные жертвоприношения, символизирующие очищение кровью, глиняные вотивы коровы позволяют идентифицировать это святилище с культом Великой богини - иберийского аналога Геры".

А почему бронзовой иглой-проколкой непременно надо умерщвлять быка или корову? Мы же знаем, как африканские масаи добывают кровь коровы в пищу. Они не убивают животное, а только делают отверстие в вене, берут немного крови, и потом закрывают рану.

масаи 1

масаи 2

Вполне возможно, что что и найденные "стилеты" использовались с той же целью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, эта же практика ритуальных боёв во время тризны была характерна и для этрусков. Римляне "подсмотрели" это у своих соседей и переняли эту практику, освободив её от религиозной составляющей. Так появились знаменитые гладиаторские игры.
[2Jung.C. G. The collected works. London. 1959. V. 9. P.11.; Аверинцев С. С. Архетипы \\ Мифы народов мира. М., 1980. Т. I. С.110-111
Tags: иберы
Subscribe

Posts from This Сommunity “иберы” Tag

  • "Пионерка" неолита в Иберии.

    Древнее лицо женщины эпохи неолита было кропотливо воссоздано археологами и скульпторами с использованием черепа возрастом 7500 лет.…

  • Балкано-иберийские параллели.

    "В пещере Ла-Сарса в Восточной Испании орнамент на керамике настолько сходен с орнаментом керамики старчево—криш, что сторонники…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Староевропейские корни веры в воскресение из мёртвых.

    Этих маленьких "могильных" кроликов иногда находят вместе с мёртвыми в некоторых частях Западной Иберии. Тот, что выше, взят из…

  • Крито-иберийские параллели.

    Блогер Bell Beaker сообщил о находке " резиденции правительства Эль-Аргара". По-моему, звучит черезчур пренциозно: " Что делает…

  • Первые деньги в Европе.

    У ирокезов, которые представляют классический пример материнско-родового строя, существовал т. наз. ва́мпум. "Эти пояса у алгонкинов и…

  • О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита.

    Эти глазастые фигурки происходят из Храма Глаз в Телль Браке (Северная Сирия). А этот глазной идол из Северной Сирии н айден в…

  • Дама из Эльче

    Детальная реконструкция костюма и украшений знаменитой "Дамы из Эльче" ("Dama de Elche") — самого значительного…

  • Хозяйки мегалитов: Зачарованные Моуры.

    Оригинал взят у mazayka_urza в Хозяйки мегалитов: Зачарованные Моуры. Кадр из фильма Нагин: женщина-змея О существах женского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments