Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О религии древних иберов.

Традиции почитания Великой богини иберами зафиксированы самыми ранними античными источниками. Есть упоминание её как Геры и свидетельство о почитании её священного животного - коровы (Strab. III. 5, 3; Diod. IV.12.2). Страбон отмечает иберийский обычай приносить жертвы Великой богине ночью, при полнолунии, и устраивать хороводы всю ночь напролёт (III. 4, 16 ).

Археологические материалы значительно дополняют сообщения античных авторов, позволяя расширить географические и хронологические границы наших представлений о культе Великой богини. Фетишем богини являлось нагромождение камней у входа в пещеру, что заставляет вспомнить сообщение Страбона о подобном ритуале у иберов. Святилища, где отправлялся культ Великой богини, обнаружены в Эль Карамболо (Севилья), Кастулоне (Хаэн), Галера (Гранада), Посо Моро (Уэльва), Лос Вилльрес (Валенсия), Лльяно де Консоласьон, Сигаралльехо (Мурсия), Эльче (Аликанте), Улльястрет (Герона), Серро де лос Сантос (Албасете).

Фигурки быка обнаружены и во многих иберийских святилищах. Так, в Кастулоне терракотовая статуэтка быка является жертвенным алтарём. Такую же роль выполняет фигура быка в Обулконе. Многочисленные надгробья с фигурами быков в иберийских некрополях и использование мяса быка в погребальной трапезе заставляют вспомнить тавроболии древнего мира. Возможно, и современная испанская коррида уходит корнями в религиозную культуру иберов. Сопровождение погребальных обрядов ритуальными состязаниями на мечах, схватками с дикими животными, плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах составляло особенность религиозной культуры иберов (Strab. III.4. 16). Вереницы танцующих мужчин и женщин составляют орнаментальные декоры ритуальной керамики из Эльче и Лирии. Единоборство человека с быком, парные и командные сражения гоплитов показаны на погребальных стелах и керамике, обнаруженной в многочисленных иберийских некрополях [1].

С архетипом высшего женского существа связана мифологема матери, выражающая ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия [2]. Эта сторона культа Великой богини объясняет её хтонические черты, которые особенно видны в иберийской религии. Многочисленные статуарные изображения Великой богини составляют часть погребального ритуала иберов. Так, совершенно очевидна особая роль Богини из некрополя База, которая является ритуальным центром гробницы.

Dama_de_Baza
Фото: ASF / Сидящая на "крылатом троне" «Дама из Басы». Скульптура найдена в иберийском некрополе вблизи современного испанского города Баса. Создана в IV веке до н.э. "Дама из Басы была обнаружена в некрополе, судя по всему это Божество,  призванное охранять прах умершего. Сама статуя была приспособлена под погребальную урну. Престол Богини крылатый. А крылатое божество Диких зверей почиталось у иберов под разными именами. Видны львиные лапы у основания трона. То есть это типичное божество на львином престоле", - говорит mazayka_urza.

Очень вероятна близость древнегреческой Артемиды к образу иберийской Великой богини. О близости культа Артемиды иберам свидетельствует Плутарх, который отмечает, что Серторий, стремясь объединить вокруг себя народы Иберии, везде появлялся в сопровождении прирученного белого оленя, "распуская слух, будто он подарен ему Артемидой" (Plut. Sert. XI).

Иберийские святилища были тесно связаны с некрополями. Вероятно, эта связь восходит ещё к мегалитическим традициям, когда мегалиты использовались как усыпальницы. Неразрывная связь мира живых и мёртвых, столь характерная для мировоззрения иберов, отразилась и в непременном присутствии поселения неподалёку от святилища и некрополя. По мере роста территории поселения некрополь и святилище могли стать сакральным местом внутри него. Например в случае с крошечным поселением Кэхола, около Сан Педро, где святилище было внутри oppidum, отражая динамику роста поселения.

Л. М. Коротких сообщает:

"Интересные материалы получены при раскопках святилища Великой богини в местечке Фернао Ваз на юго-западе полуострова. На высоком берегу реки Мира возвышался алтарь и развалины небольшого строения (храма?). В непосредственной близости от святилища, на склоне холма находились два некрополя, датируемых соответственно VII и V вв. до н.э. Довольно широкая дорога, соединяя святилище и некрополи, спускалась к реке. Близ алтаря обнаружены ритуальные бронзовые иглы-проколки (своеобразные стилеты) для совершения обрядовых ритуалов, связанных с очищением кровью жертвы. Подобные предметы имели широкое распространение в Средиземноморье в VIII-VII вв. до н.э. Здесь же встречены многочисленные глиняные фигурки коров. Любопытно сравнить изображение жертвенного ритуала на краснофигурном кратере из Алкасер де Сал (Португалия), где животное умерщвляется с помощью подобных стилетов, а над действующими лицами возвышается голова коровы. Близость к водному источнику, ритуальные жертвоприношения, символизирующие очищение кровью, глиняные вотивы коровы позволяют идентифицировать это святилище с культом Великой богини - иберийского аналога Геры".

А почему бронзовой иглой-проколкой непременно надо умерщвлять быка или корову? Мы же знаем, как африканские масаи добывают кровь коровы в пищу. Они не убивают животное, а только делают отверстие в вене, берут немного крови, и потом закрывают рану.

масаи 1

масаи 2

Вполне возможно, что что и найденные "стилеты" использовались с той же целью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, эта же практика ритуальных боёв во время тризны была характерна и для этрусков. Римляне "подсмотрели" это у своих соседей и переняли эту практику, освободив её от религиозной составляющей. Так появились знаменитые гладиаторские игры.
[2Jung.C. G. The collected works. London. 1959. V. 9. P.11.; Аверинцев С. С. Архетипы \\ Мифы народов мира. М., 1980. Т. I. С.110-111
Tags: иберы
Subscribe

Posts from This Сommunity “иберы” Tag

  • Немного о культуре Эль-Аргар.

    В Испании обнаружено загадочное захоронение неизвестной правительницы бронзового века. Она была похоронена в большом глиняном сосуде вместе со…

  • "Пионерка" неолита в Иберии.

    Древнее лицо женщины эпохи неолита было кропотливо воссоздано археологами и скульпторами с использованием черепа возрастом 7500 лет.…

  • Балкано-иберийские параллели.

    "В пещере Ла-Сарса в Восточной Испании орнамент на керамике настолько сходен с орнаментом керамики старчево—криш, что сторонники…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Староевропейские корни веры в воскресение из мёртвых.

    Этих маленьких "могильных" кроликов иногда находят вместе с мёртвыми в некоторых частях Западной Иберии. Тот, что выше, взят из…

  • Крито-иберийские параллели.

    Блогер Bell Beaker сообщил о находке " резиденции правительства Эль-Аргара". По-моему, звучит черезчур пренциозно: " Что делает…

  • Первые деньги в Европе.

    У ирокезов, которые представляют классический пример материнско-родового строя, существовал т. наз. ва́мпум. "Эти пояса у алгонкинов и…

  • О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита.

    Эти глазастые фигурки происходят из Храма Глаз в Телль Браке (Северная Сирия). А этот глазной идол из Северной Сирии н айден в…

  • Дама из Эльче

    Детальная реконструкция костюма и украшений знаменитой "Дамы из Эльче" ("Dama de Elche") — самого значительного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments