Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Двоеверие" в Элладе.

Найджел Пенник говорит, что "в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили жертвенные алтари и храмы для статуй своих божеств".

Я не знаю, какие там храмы со статуями могли построить дикари, - не да ладно: замнём для ясности. Главное, что после вторжения дорийцев в Элладе сохранилось "двоеверие": наряду с патриархальными культами дорийцев существовали древние матриархальные культы Эгеиды.

"Привнесённые завоевателями, иммигрантами и торговцами новые культы вполне гармонировали с уже сложившимися, основанными на персонификации «гения места». Например, правивший в Афинах род вёл своё происхождение от Эрехтея, человека-змеи, чья усыпальница находилась в Акрополе. В храме Эрехтея Оракул обращался к Посейдону и позволял подносить жертвы богу. Культ Посейдона, как мы видели, был распространён на островах Эгейского моря ещё до нашествия дорийцев и вовсе не обязан им своим появлением. В качестве «дара» он преподнёс Афинам солёный источник, бивший прямо из стен крепости. Потом, по преданию, Посейдон поспорил с Афиной по поводу того, кому из них быть покровителем растущего города. Афина-Паллада вполне могла быть божеством правившего прежде и городе рода Паллантидов, и тогда «спор богов» явился бы отражением соперничества за власть между двумя семьями. В споре божеств победу одержала Афина. Она преподнесла городу оливковое дерево.

На ранних изображениях Афина предстаёт в одеянии, увитом змеями, и со змеями в руках, в чём можно увидеть продолжение местного культа предка или критского культа богини-змеи. Интересно, что в состязании с Посейдоном Афина выиграла благодаря голосам женщин, количество которых превзошло голоса мужчин; видимо, по этой причине афинские женщины утратили впоследствии право голоса и гражданства. История выглядит похожей на оправдание изменения статуса женщин; это опять-таки заставляет предположить, что Афина была богиней-покровительницей полиса на ранней стадии его развития. Возможно, что при Паллантидах женщины пользовались всей полнотой гражданских прав. Само имя Афины-Паллады означает, что она олицетворяла собой город Афины, центр аттической государственности
."

По словам Найджела Пенника, "в новой культуре дорийцев сохранилось лишь около половины микенских божеств, возможно, потому, что за период «тёмных веков» письменность практически исчезла, а может быть, и оттого, что пришельцы сочли их неприемлемыми для себя".

Нет, я не думаю, что дорийцы намеренно отбирали приемлемые для себя божества. Скорее всего, после вторжения дорийцев наступили "Тёмные века", произошло общее падение культуры и огрубение нравов, и в условиях воцарившейся дикости не выжили самые утончённые формы религиозности. Дорийцы располагали своих кумиров внутри крепостей, тогда как древние матриархальные святилища сооружались на открытых местах. Они в первую очередь могли пострадать от разрухи и пожаров.

Н. Пенник говорит: "Обычно храм, обитель божеств-покровителей города находился в Акрополе, но есть и немало исключений из этого правила. Так, например, храмы Геры в Аргосе, на Самосе и в Олимпии и храм Афродиты на Пафосе располагались за пределами городских стен, что наводит на мысль о возможности влияния до-микенской культуры. Греческие города стояли на тех же укреплённых холмах, что и микенские до них, но эти святилища богинь были построены отдельно".
Tags: Афина, Греция
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments