Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Двоеверие" в Элладе (2).

В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе.

Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более древний матриархальный культ пеласгов является самый древний греческий оракул в храме Зевса в Додоне (в Эпире). На глубокую древность местного прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону, косвенно указывают эпитеты «Пеласгический» и «Молосский», первый из которых встречается ещё в «Иллиаде». В гомеровские времена окрестности Додоны были населены селлами, которые называются в «Илиаде» пророками, не моющими ног и спящими на земле; отсюда видно, что эти селлы почитали не столько Зевса, сколько хтоническое божество урожая и плодородия — богиню Земли, культ которой предшествовал приходу индоевропейцев.

Найджел Пенник пишет:

"Место поклонения Зевсу в Додоне <...> представляло собой классическое святилище со священным деревом. Оно было построено в старинном дубовом лесу египетской жрицей из Фив в восьмом столетии до нашей эры. Одиноко стоявший дуб жрица нарекла священным (Геродот, II. 51-58). Из корней его бил источник, а на ветвях жили три голубя (согласно Гесиоду) или три жрицы, называемые «голубками [1], которые входили в состояние экстаза и непрерывно вещали, при этом сразу же забывая о том, что они говорили» (Павсаний, X. 12. 10, Страбон, VII. 329, Аристид, XLV. 11). Мы помним, как в критских святилищах танцующим тоже являлась богиня на ветвях священного дерева, так что данную ситуацию можно считать обычной".

"Оракулы иногда строились у источника. В храме Аполлона в Милете жрица, чтобы войти в состояние транса, сидела, опустив йоги в источник и вдыхая его испарения. <...> В Дельфах жрицы сначала купались в источнике, а потом пророчествовали. <...> В Милете жрица Аполлона восседала позади священного источника на аксоне (ахоnе). «Ахоn» буквально означает «ось», но в те времена так называли ось «небесную». Таким образом, место жрицы символизировало центр мира. Точно также в Дельфах провидица сидела, как правило, на треножнике за омфалом, во мраке внутренних покоев храма.

пифия

Омфал тоже считался центром мира; как сообщает Платон, «Аполлон восседает в самом центре на пупе Земли». Но, в отличие от милетского аксона, находившегося под открытым небом и, по-видимому, сориентированного на Полярную звезду, омфал располагался в интерьере, скорее, напоминавшем потусторонний мир. Согласно Эсхилу, в Дельфах изначально было святилище богини земли, поэтому здесь и оказалась сохранённой веками освящённая традиция пророчествоваиия, апеллировавшая к подземному миру, а не к «небесной оси». Эту традицию «общения» в центре космоса с подземными духами и пророчествования продолжили этруски, которые, как предполагают, пришли в Италию из Восточного Средиземноморья и заложили основы римской культуры. Священное же дерево, напротив, является образом небесной оси: небесный полюс, отмеченный Полярной звездой, вокруг которого вращаются созвездия. Деревья, олицетворявшие собой те или иные святилища — дуб Зевса в Додоне, ива Геры на Самосе, оливковое дерево Афины-Паллады в Афинах, — видимо, воспринимались людьми как оси, связывающие мир земной с миром небесным точно так же, как омфал соединял мир здешний с неведомыми богатствами и ужасами мира подземного. Явление критской богини танцующим в её святилище, построенном вокруг дерева, восхождение Деметры из-под земли за омфалом - всё это один и тот же образ".

Таким образом, сама "техника" пророчествования у греков была хтонической, де-факто пифии прислушивались к голосам духов Матери-Земли, но де-юре пророчества считались исходящими от Зевса или Аполлона.
---------------------------------------------------------------------------
[1] На языке древних народов Эпира одно и то же слово означает и голубицу и старую женщину.
Tags: Греция, Зевс, ИСС, дерево, пеласги, пещеры, пророчество, храм
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Немного о микенской культуре.

    Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием в Элладу степняков. Ныне большинство историков…

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Древнейшие храмы Эллады.

    Найджел Пенник пишет: "Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом…

  • "Двоеверие" в Элладе.

    Найджел Пенник говорит, что " в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили…

  • "Священное оружие".

    Беотийский щит - один из наиболее узнаваемых предметов античного вооружения. Boiotia, Haliartos. Circa 400-375 BC. Boeotian shield decorated with…

  • Священная ярость афинских вдов.

    И. Бахофен в своём "Материнском праве" передаёт рассказ Геродота (История, V, 82-88) о вражде эгинцев с афинянами. Афиняне выступили в…

  • Афина Спасительница.

    В продолжение записи Языческие храмы как убежища. Плутарх в жизнеописании Солона (Солон, 12) повествует о конце Килонова мятежа. «Уже с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment