Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Двоеверие" в Элладе (2).

В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе.

Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более древний матриархальный культ пеласгов является самый древний греческий оракул в храме Зевса в Додоне (в Эпире). На глубокую древность местного прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону, косвенно указывают эпитеты «Пеласгический» и «Молосский», первый из которых встречается ещё в «Иллиаде». В гомеровские времена окрестности Додоны были населены селлами, которые называются в «Илиаде» пророками, не моющими ног и спящими на земле; отсюда видно, что эти селлы почитали не столько Зевса, сколько хтоническое божество урожая и плодородия — богиню Земли, культ которой предшествовал приходу индоевропейцев.

Найджел Пенник пишет:

"Место поклонения Зевсу в Додоне <...> представляло собой классическое святилище со священным деревом. Оно было построено в старинном дубовом лесу египетской жрицей из Фив в восьмом столетии до нашей эры. Одиноко стоявший дуб жрица нарекла священным (Геродот, II. 51-58). Из корней его бил источник, а на ветвях жили три голубя (согласно Гесиоду) или три жрицы, называемые «голубками [1], которые входили в состояние экстаза и непрерывно вещали, при этом сразу же забывая о том, что они говорили» (Павсаний, X. 12. 10, Страбон, VII. 329, Аристид, XLV. 11). Мы помним, как в критских святилищах танцующим тоже являлась богиня на ветвях священного дерева, так что данную ситуацию можно считать обычной".

"Оракулы иногда строились у источника. В храме Аполлона в Милете жрица, чтобы войти в состояние транса, сидела, опустив йоги в источник и вдыхая его испарения. <...> В Дельфах жрицы сначала купались в источнике, а потом пророчествовали. <...> В Милете жрица Аполлона восседала позади священного источника на аксоне (ахоnе). «Ахоn» буквально означает «ось», но в те времена так называли ось «небесную». Таким образом, место жрицы символизировало центр мира. Точно также в Дельфах провидица сидела, как правило, на треножнике за омфалом, во мраке внутренних покоев храма.

пифия

Омфал тоже считался центром мира; как сообщает Платон, «Аполлон восседает в самом центре на пупе Земли». Но, в отличие от милетского аксона, находившегося под открытым небом и, по-видимому, сориентированного на Полярную звезду, омфал располагался в интерьере, скорее, напоминавшем потусторонний мир. Согласно Эсхилу, в Дельфах изначально было святилище богини земли, поэтому здесь и оказалась сохранённой веками освящённая традиция пророчествоваиия, апеллировавшая к подземному миру, а не к «небесной оси». Эту традицию «общения» в центре космоса с подземными духами и пророчествования продолжили этруски, которые, как предполагают, пришли в Италию из Восточного Средиземноморья и заложили основы римской культуры. Священное же дерево, напротив, является образом небесной оси: небесный полюс, отмеченный Полярной звездой, вокруг которого вращаются созвездия. Деревья, олицетворявшие собой те или иные святилища — дуб Зевса в Додоне, ива Геры на Самосе, оливковое дерево Афины-Паллады в Афинах, — видимо, воспринимались людьми как оси, связывающие мир земной с миром небесным точно так же, как омфал соединял мир здешний с неведомыми богатствами и ужасами мира подземного. Явление критской богини танцующим в её святилище, построенном вокруг дерева, восхождение Деметры из-под земли за омфалом - всё это один и тот же образ".

Таким образом, сама "техника" пророчествования у греков была хтонической, де-факто пифии прислушивались к голосам духов Матери-Земли, но де-юре пророчества считались исходящими от Зевса или Аполлона.
---------------------------------------------------------------------------
[1] На языке древних народов Эпира одно и то же слово означает и голубицу и старую женщину.
Tags: Греция, Зевс, ИСС, дерево, пеласги, пещеры, пророчество, храм
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • О Дельфийском пророчестве.

    loreley10 в двух своих статьях - Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 1 и Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 2 пишет о…

  • «Пифоны» и пифии.

    Как пишет Эрик Робертсон Доддс в своей монографии "Греки и иррациональное" ( СПб.: Алетейя, 2000), " традиция пророческого…

  • Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф.

    Из книги Моники Сьё и Барбары Мор " Великая космическая мать. Новое открытие религии Земли". Чатал-Хююк процветал между 6500 и 5650 гг. до…

  • Древние греки: в царстве мойр и даймонов.

    Как говорит Эрик Робертсон Доддс в своей монографии "Греки и иррациональное" ( СПб.: Алетейя, 2000), трудно найти в «Илиаде»…

  • Герои "Илиады" как марионетки Судьбы.

    Молодой Виктор Пелевин очень похож на меня в том же возрасте. Но внешнее сходство ни о чём не говорит. Я не чувствую какой-либо духовной близости…

  • Ephedrismos.

    Two girls playing ephedrismos, 300 BC. From Corinth, Greece. Amsterdam Museum. Источник картинки. Одно время в древней Греции в эту игру играли…

  • Немного о культурах сескло и димини.

    В продолжение записи Эгейские папирелы. "В эту эпоху наблюдается интенсивная деятельность по строительству поселений. В отдельных случаях…

  • О древнегреческом наследии.

    Всем известна поговорка "Волос у женщины долог, да ум короток". Но, как известно, Карл Юнг в XX веке открыл феномен Бессознательного.…

  • Ликург

    "Отправившись в путь, Ликург сначала побывал на Крите. Он изучил государственное устройство, сблизился с самыми известными из критян и кое-какие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment