"Вещая женщина (volva, spakona)— весьма популярная фигура в сагах, пользующаяся большим почётом и уважением. Пророчество, колдовство, вещие видения и т. п. — всё это в значительной мере женская сфера. Не без магии обходилось дело, очевидно, и при лечении, которым нередко занимались женщины, отмечаемые в сагах как искусные лекари.
Иногда вещая женщина рисуется в отрицательном свете как зловредная ведьма — образ, конечно, особенно излюбленный в сказочных сагах. В конечном счёте как почтенные, так и малопочтенные типы таких женщин, как их изображает предание, несомненно ведут своё происхождение от тех времён, когда женщина, глава материнского рода, занимала видное положение в области культа и религиозных представлений и сама была окружена почитанием соответственного характера. Отголоском этого является, очевидно, и отзыв Эдды о двух богинях, Гефьон и Фригг, как о мудрых и вещих (Lokas. 20 и 28), причем первую из них считает равной себе в этом отношении ни кто иной, как Один, классический мудрый бог в скандинавской мифологии, но более поздний, чем сама Гефьон и некоторые другие женские божества, значение которых уже стушевалось к тому времени, когда сложились песни Эдды.
В Herv. (стр. 22 сл.) и Vols. (стр. 37), а также в исторических сагах (Grett. XVII, 4; Nj. X X V I I I , 3 и X X I X , 2—4), женщина является иногда в качестве хранительницы оружия как семейной реликвии, которую она и передаёт сыну. Возможно, что в связи с этим объясняются находки оружия в некоторых женских погребениях эпохи викингов. Любопытную черту магических представлений, связанных с женщиной и с оружием, мы находим в Laxd. VII, 13: солнце не должно светить на рукоятку заветного меча и его нельзя вынимать в присутствии женщины".