Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Один, переступающий границы мужского и женского.

Интересную статью выложил в своём блоге maximus101, - "Скандинавский бог Один - был ли он женщиной?"

"В 2009 году в Дании при раскопках древнего святилища в Лейре - столицы датских Скьёльдунгов, была найдена литая серебряная фигурка, датируемая примерно 900 годом нашей эры, изображающая человека на троне в окружении двух птиц и двух голов животных. Фигурка была атрибутирована как изображение верховного скандинавского бога Одина, сидящего на своём троне Хлидскьяльв.

Всё бы ничего, но Один из Лейре был одет в женскую одежду, на груди у него красовалось нечто похожее на крупные ожерелья. Высказывались предположения, что фигурка на самом деле может быть изображением богини Фрейи. Правда, два ворона - это явный признак именно Одина. На данный момент, принято, что идол из Лейре - это именно Один в женской одежде. Ведь, как известно, Один мог менять своё обличье.

Один из Лейре. Серебряная фигурка, примерно 900 г.
Один из Лейре 1

Один из Лейре 2

В "Саге об Инглингах" утверждалось, что Один владел искусством колдовства.

Сага об Инглингах
Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и ещё не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы."

И далее maximus101 говорит, что "фигурка из Лейре стала ещё одним фактом, подтверждающим, что верховные боги многих индоевропейских народов на самом деле изначально являлись скорее именно богинями. Их образы появились в результате трансформации древнего культа Богини Матери. Устойчивость культа Богини Матери была характерной чертой индоевропейских религий, вопреки утверждениям об особой роли мужского начала в и.е. мифологии".

Я и сам неоднократно описывал "метаморфозы", связанные с образом Зевса (см. записи по метке "Зевс"). Однако я считаю, что у пеласгов, и ещё древнее - в эпоху неолита и верхнего палеолита, тот, кого позднее стали именовать Зевсом, был безымянным быком, одновременно сыном и консортом Великой Богини.

Патриархат связан с обособлением и отделением "бычка" от Матери. Этот процесс разделения-"развода" занял многие века, ибо велика сила традиции. И, по традиции, "бычок" долго ещё изображался в материнском "антураже". Матери уже нет, но её "антураж" ещё сохраняется.

Вполне возможно, что примерно те же "метаморфорфозы" происходили и с Одином. Хотя здесь может быть и иное объяснение. maximus101 совершенно справедливо пишет, что "Один был лучшим колдуном (или колдуньей)". А у многих народов Севера было распространено убеждение, записанное этнографами, что самыми сильными шаманами являются те, которые могут "превращаться" в женщину. В науке такие люди получили название бердачей. Бердачизм наблюдался у народов Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчей, алеутов и др.), Индонезии, Африки, в Северной Америке он зафиксирован у 113 племён. Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования", говоря о "людях третьего пола" в традиционных обществах, среди многих причин перемены пола указывает и на следущую: "Шаману важно быть способным переступать границы естественного и сверхъестественного, животного и человеческого, мужского и женского". Так что, может быть, мы здесь как раз видим Одина, переступившим границы мужского и женского.

Ну и в завершение maximus101 приводит некоторые параллели между статуэткой Одина (хотя мы на все 100% не можем быть уверены, что это именно Один, - там же не написано "ОДИН" на лбу у статуэтки) и "каноническими изображениями Богини Матери (Кибелы, Матар и т.д.) из Малой Азии. Богиня Мать часто изображалась сидящей на троне вместе с парными животными. Хищные птицы были важными атрибутами фригийской Матар (фриг. matar "мать").

Стела из Везирхана с изображением Богини Матери в окружении парных птиц и львов. Археологический музей в Стамбуле, 5 век до н.э.

Богиня с птицами

"Ожерелья" на груди Одина из Лейре вполне могут соответствовать загадочным предметам на груди знаменитой Артемиды из Эфеса.

Артемида из Эфеса, I век.

Артемида

В культе Богини Матери важное значение имели отрубленные головы жертв [1] - как человеческие, так и головы животных. Хорошо известны изображения прародительницы скифов (Змееногой богини) с  головой в руке. Как известно у Одина тоже были  особые отношения с отрубленной головой великана Мимира.

Сага об Инглингах
Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны."

Змееногая богиня скифов с отрубленной головой в руке. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, 4 век до н.э.

змееногая богиня

Я с интересом слежу за новыми записями maximus101'а, и в целом я разделяю его, так сказать, "генеральную линию", однако, конечно, между нами имеются некоторые тактические разногласия. Я считаю, что это нормально.

---------------------------------------------------------------------------------
[1] Я не думаю, что это именно "отрубленные головы жертв". В эпоху неолита это было чуть ли не повсеместно распространнённой практикой - сохранять черепа умерших людей для использования их в обрядах вызывания духов и пророчества от их имени.

Tags: Скандинавия, андрогин, бердачи, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments