Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О пророческой силе женщин (2).

"Северная языческая традиция неотделима от обычаев прорицательства, которое ставило целью открыть как нынешнее, так и будущее положение вещей, и узнать волю высших существ — богов и богинь. Саги и «Книга о заселении Исландии» однозначно свидетельствуют, что люди считали совершенно обычным для человека иметь «третий глаз» или колдовать, чтобы узреть будущее. Даже вдовствующая королева Дублина христианка Ауд, впоследствии поселившаяся в Исландии, по преданию, знала, когда она умрёт. Она устроила пир, заявив, что он будет прощальным. И действительно, через три дня она умерла (Landnamabok, 110). Прорицательство, видимо, утрачивало сакральный смысл с распространением и укреплением христианства.

В скандинавской мифологии, если верить Снорри, имелись три богини судьбы, норны. Они аналогичны античным мойрам (возможно, здесь сказалось влияние греко-римской литературной традиции), но не следует забывать и о собственной германской традиции — трёх матрах долины Рейна. Согласно Снорри, первая норна — Урд, «то, что было», аналогичная греческой Клото; вторая — Верданди, «то, что становится», сходная с греческой Лахесис; а третья — Скульд, «то, что будет», отождествляемая с Атропос. Первая норна прядёт нить жизни, после чего передаёт её Верданди, которая «оформляет» её в настоящую модель существования, именуемую в англо-саксонской традиции «сетью Вирды». Сотканная сеть переходит к Скульд, которая отрезает материю и распускает её.

Скандинавская «сеть Вирды» рассматривалась как ткань, сотканная из мириада прядей, или нитей. Эта концепция нашла отражение в старом английском выражении «вытканный по законам судьбы». Саксон Грамматик около 1200 г. писал, что в Дании того времени язычники, желая узнать будущее своих детей, обращались к трём богиням судьбы. Оракулами трёх судеб были «три девушки на трёх сиденьях» — три жрицы (их расположение напоминает нам о трёх матрах). В средневековой Англии их называли сёстрами-парками. В «Легенде о добрых женщинах» Джеффри Чосер говорит о «Вирдах, которых мы называем судьбой» (около 1385 г.). Потом три богини судьбы предстанут в облике трёх ведьм в «Макбете» Шекспира. История Макбета идёт от «Хроник» Холиншеда 1577 г., в которой сказано о «трёх женщинах в потрёпанных одеждах, напоминающих существ древнего мира». Далее Холиншед утверждает, что они — ни кто иные, как «сёстры-парки, т. е. подобно трём греческим судьбам богини судьбы».



В Скандинавии и Исландии женщины участвовали в церемониях «трансового прорицательства», известных как seidr. Насколько нам известно, целью таких церемоний было не излечение больного, как в саамском шаманизме, а предсказание. «Покровительствовала» им богиня Фрея, по преданию, также научившая этому искусству и Одина. Однако мужчины, как правило, не практиковали подобные техники, поскольку для них это считалось постыдным. Скандинавских прорицательниц-сивилл звали spakonr, или volva. Глубокое почтение к сивиллам ощущается в исландском тексте («Прорицание Вёльвы»), предположительно датируемым десятым веком. Поэма описывает скандинавскую космологию и верования в форме вопросов к прорицательнице и её ответов. Для сивилл была характерна практика utiseta, «сидения», когда она восседала на возвышении и входила в состояние транса. Зачастую её окружали «помощники», а наблюдала за ней обширная «паства». Так, например, в «Саге о странном Орваре» сивиллу окружает хор из пятнадцати девушек и пятнадцати юношей. А «Сага об Эрике Рыжем» повествует о гадательных практиках номинально христианского сообщества западных викингов, живших в Гренландии. В голландской провинции Дренте практика «сидения» продолжалась вплоть до середины семнадцатого столетия (Витта Вай-вен). В старину голландцы называли обладавших особым даром женщин «гагадиссами». Отсюда — название города Гаага, столицы Нидерландов. Колдовские ритуалы тоже пользовались большой популярностью в скандинавских поселениях. Колдовство также применялось в практике seidr, которая, видимо, включала в себя «оживление трупов» и «проведение ведьмами» несчастных живых сквозь «кошмары»" (Цит. по: Пенник Н. История языческой Европы. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 268-272).
Tags: Скандинавия, пророчество
Subscribe

Posts from This Сommunity “пророчество” Tag

  • О пророческой силе женщин.

    "Все германцы, по утверждению и Тацита, и Цезаря, верили в пророческую силу женщин, и порой считали прорицательниц божественными. Одной из них…

  • Алтарь Санто Стефано.

    Oбъект расположен в муниципалитете Осчири, в провинции Сассари на севере Сардинии, примерно в двух километрах к северу от города Осчири, перед…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Мундус.

    Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий",…

  • Stranger Than Fiction.

    Крайне любопытно появление в толпе зрителей концерта кантри-музыки в Лас-Вегасе некоей "обезумевшей" женщины, которая за целых 45 минут до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment