Ophelia Florentes (venetus_pallium) wrote in holy_matriarchy,
Ophelia Florentes
venetus_pallium
holy_matriarchy

Category:

Теория о титуле хёльги



Жили и "ходили на дело" варяги росы ватагами под предводительством вождей-жрецов хёльгов (hölg), что вообще характерно для древних германцев. Но, кажется, в отличие от последних у росов женщина тоже могла быть хёльгой. Может быть это савроматское наследие времен Руси Первой - амазонки, пересевшие на ладьи, а может быть просто следствие бездомности и скитальческой жизни. Как бы то ни было, одна хёльга попала в летописи в качестве "княгини Ольги", а все хёльги-мужчины оказались в ПВЛ скопом под общим именем Олега, вследствие чего "вещий князь" умудрился прожить сверхдолгую жизнь и упокоиться в трех разных местах: Киеве, Ладоге и Бердаа. (Настоящим именем летописной Ольги, могло быть Фрида.)

Вот как описывает Г. Лебедев появление в Швеции варягов росов:
"В Упланде на озере Мелар есть остров Хёльге, заселенный с III века н.э. В середине I тысячелетия он приобретает неаграрный характер. Судя по составу импортов, поселение уже в VII веке было включено в систему связей, охватывающую практически весь континент и выходившую за его пределы... В этой округе начиная с рубежа VI-VII веков распространяется обряд ингумации в ладье, который бытовал до середины XI века, то есть до конца эпохи викингов. Уже в первых по времени упландских комплексах новый ритуал представлен в сложившемся виде и остается неизменным на протяжении всего вендельского периода. В Упланде ингумации в ладье составляли в VII-VIII веках небольшие замкнутые кладбища. В могилах вендельского времени похоронены только мужчины. В эпоху викингов появились и погребения женщин... Упландские ингумации в ладье вендельского типа выступают как погребальный обряд немногочисленной, но господствующей социальной группы".

Название острова - Хёльге, и его неаграрный, то есть купеческий характер с системой связей, охватывающей весь континент, и, наконец, обряд ингумации в ладье, появившийся сразу в сложившемся виде.
Лебедев считает погребения династическими могильниками местных вождей, а генезис обряда неясным. Еще бы ! Если это местные вожди, то почему вдруг в ладье ? Да потому что эти "местные вожди" - на самом деле потомки хёльгов мореходов росов. Если это местные язычники, то почему ингумация, а не кремация ? Да потому что варяги росы - выходцы из эллинистического мира. Не однажды крещенные и перекрещенные и не однажды отвернувшиеся от христианства, они в зависимости от условий пользовались и языческими и христианскими обрядами захоронения.
Обратите также внимание на женские погребения, которые могут служить косвенным доказательством того, что у варягов росов в поздний период женщины тоже были хёльгами.

Вдова ольга Игоря, перенявшая после гибели мужа его титул и таким образом ставшая ольгой, завладела каким-то личным доменом на Киевщине с резиденцией либо непосредственно на киевской Горе, либо, что более вероятно, в Вышгороде, который ПВЛ называет "Ольгиным городом". В этом домене она образовала нечто вроде царства амазонок. О последнем можно догадываться по тому, что во время её "документированного" Константином Багрянородным в трактате "О церемониях византийского двора" визита в Константинополь "архонтиссу Эльгу" сопровождал большой, исключительно женский эскорт из
множества "приближённых родственниц-архонтисс".
Относительно этих "родственниц" Ольги, число которых доходило до шестнадцати во время одного из императорских приёмов и которые размерами денежных подачек приравнивались к "людям" княгини, С. Цветков высказал любопытное соображение. Обоснованно отметя предположения о том, что это были сёстры Ольги, либо жёны её братьев или других архонтов Руси, он остановился на единственно возможном разумном объяснении такого количества незамужних женщин в ольгиной свите: "...простое и самое естественное предположение, что "архонтиссы" были жёнами Игоря, расставляет всё по местам: получает объяснение и их титул, и занимаемое ими высокое положение,... и неопределённость их родства с Ольгой (ср. характерное выражение Константина: "родственные ей архонтиссы": христианский государь, понятно, затруднился точнее определить, в какой степени родства находятся между собой Ольга и прочие жёны Игоря), и отсутствие упоминания об их мужьях". Тут трудно не согласиться с Цветковым. Ольга вместе с верховной властью и титулом ольга-кагана унаследовала от мужа его гарем. Кроме гарема в многочисленной свите русской архонтиссы наличествовало только два лица мужского пола: переводчик и таинственный анепсий - то ли её пасынок Святослав, то ли какой-то нам не известный племянник. К огромному нашему сожалению, словоохотливый император в своём объёмистом труде слишком зациклился на милых его сердцу формальностях придворных церемоний, они занимали его гораздо больше, чем высокопоставленная гостья, сопровождавшая её делегация и вся далёкая варварская Русь.

Из работ Владимира Егорова.
Tags: Древняя Русь, Скандинавия, языкознание
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Мать и дочь.

    Мать и дочь, 1950. Восточная Украина.

  • Алтын-Депе.

    Алтын-Депе - это остатки крупного энеолитического поселения на территории Туркмении V — II тысячелетий до н. э. При раскопках Алтын-Депе…

  • Немного о культуре Джейтун.

    " Обитатели Джейтуна были земледельцами и выращивали пшеницу и ячмень, они разводили овец и коз, а основную часть мясной пищи им давала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community

  • Мать и дочь.

    Мать и дочь, 1950. Восточная Украина.

  • Алтын-Депе.

    Алтын-Депе - это остатки крупного энеолитического поселения на территории Туркмении V — II тысячелетий до н. э. При раскопках Алтын-Депе…

  • Немного о культуре Джейтун.

    " Обитатели Джейтуна были земледельцами и выращивали пшеницу и ячмень, они разводили овец и коз, а основную часть мясной пищи им давала…