Да, Дионис - это "засланный казачок" матриархата. И по формам "дионисийского безумия" мы может отчасти реконструировать пеласгические и крито-минойские матриархальные культы.

Дионис на патере.

Менада с пантерой.
Особенно знаменательны "манипуляции" менад с бычками. Из "Вакханок" Еврипида и других античных авторов мы знаем, что менады, будучи в состоянии одержимости богом, голыми руками разрывали на куски быка и "причащались" его мясом. Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Здесь мы можем увидеть намёки на ритуалы верхнего палеолита и позднейшие крито-минойские ритуалы. И отсюда мы можем предположить обилие быков в настенных росписях эпохи палеолита, - очевидно, в отличие от единой Богини, жертвенных быков было много, и они сменяли один другого, как древнеегипетские священные быки Аписы, которым полагалось жить не более 25 лет.
Да, и здесь ещё надо отметить, что "дионисийская революция" совпала с бурным культурным развитием Греции. Собственно, вся классическая Греция укладывается в два столетия, а в lV веке Греция пребывала уже в глубоком упадке.
И, наверно, "дионисийское безумие" было последним мощным всплеском религиозности в Элладе. Далее, вплоть до наступления эпохи "христианского безумия", там ничего выдающегося не было (за исключением Элевсинских мистерий, конечно).