Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Нить Ариадны" и лабиринт.

лабиринт_2

Как известно, "нить Ариадны" помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем, устроили на радостях весёлый хоровод. Как выглядели эти хороводы, можно узнать из описания изображений на щите, выкованном Гефестом для Ахилла ("Илиада", песнь 18):

"Там же Гефест [1] знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками...
...Пляшут они, и ногами искусными то закружатся...
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими...
два среди круга их головоходы,
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине".

Описание напоминает и хлыстовские радения, и греческий народный танец сиртаки.

сиртаки

Шведский исследователь Фритьоф Халльман обратил внимание на сходство описанного Гомером хоровода с танцами, которые до сих пор исполняет на праздниках весны молодёжь в Швеции и Финляндии и которые называются "девичьими танцами". Атрибутом этих танцев является связывающая танцоров лента, которая постоянно должна быть натянутой, для чего она то наматывается вокруг тела или вокруг руки, то разматывается.

Рисунок2

Совершенно ясно, - говорит А. М. Иванов, - что речь идёт о весеннем празднике в честь богини любви - как отмечает тот же Халльман, Ариадна часто отождествлялась с самой Афродитой, а страшный Лабиринт был всего-навсего танцплощадкой для исполнения ритуальных хороводов. Такие же лабиринты для танцев диаметром от 15 до 25 метров строили и в Северной Европе, где они назывались "троянскими замками". Троя же была городом Афродиты, и само имя этого города Ф. Халльман возводит к немецкому корню "dreh-" и валлийскому "troi", обозначающему "верчение", т. е. Троя, как и Лабиринт, это тоже танцплощадка.

Уцепившись за Трою, Ф. Халльман вспоминает и "троянские игры", описанные Вергилием в книге пятой "Энеиды":

"По трое в каждом ряду разделился строй, и немедля
Два полухория врозь разъехались; после, по знаку,
Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,
Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широком
Поле; всадников круг с другим сплетается кругом,

Строй против строя идет, являя битвы подобье.
Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,
С копьями мчится вперёд; вот обе смыкаются мирно,
Рядом летят… — На критских холмах, повествуют, когда-то
Был Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенами
В хитрый сплетались узор и где все путеводные знаки
Людям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.
Так же теперь следы перепутались юных троянцев,
То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной.
.."

Халльман отмечает, что в лабиринтах Северной Европы отсутствует военный элемент троянских игр: они строились для праздников весны и любви и, возможно, никакого отношения к Трое и не имели, и название их нужно переводить буквально: не "троянские замки", а "замки для хороводов".

Ну, в принципе, да: можно представить себе "змейку" взявшихся за руки людей, которые в танце движутся сначала к центру лабиринта, а потом поворачиваются на 90° и движутся в обратную сторону.

лабиринт

Тогда получается, что геоглифы пустыни Наска тоже строились для ритуальных танцев?

геоглифы Наска

Можно представить себе, как когда-то, в стародавние времена, по этим линиям ходили индейцы.

Праздник солнца Инти Райми в Куско.

Древние ритуалы давно позабыты, и мы теперь гадаем на кофейной гуще, пытаясь уловить смысл и предназначение сооружения всех этих геоглифов и лабиринтов. Многое уже было утрачено в эпоху Древнего Рима; римляне заимствовали троянские игры у этрусков, но, очевидно, они заимствовали лишь пустую "оболочку", лишённую духа и смысла.

В Тральятелле, недалеко от Браччано, в десятке километров от Цере, был обнаружен сосуд для вина (ойнохоя), протокоринфский стиль которого обличает в нём этрусское произведение конца VII века до н. э. На его стенках грубой чеканки изображён лабиринт, из которого выходят два вооружённых всадника, а впереди них движутся семеро пехотинцев, исполняющих военный танец. В изгибах лабиринта ясно читается этрусское слово truia. Считается, что оно означает либо разновидность военного танца, либо пространство, арену, может быть, укреплённый лагерь, где этот танец исполняли. В латинском языке оно сохранилось в ритуальном лексиконе салиев ( amptruare).

На празднествах салиев (это слово происходит от salio— «прыгаю, пляшу» — и означает «плясуны») был руководитель танца, корифей плясунов, praesul— «танцующий впереди». Он исполнял фигуры, которые остальные повторяли вслед за ним. Основные моменты этого танца обозначали два устаревших латинских глагола, значение которых очень скоро стало неясным: amptruareи redamptruare. Префикс amp– означает вращательное движение: ведущий переворачивается в прыжке (amptruabai), а все повторяют это за ним (redamptruabat) [2]. Значение корня truare– неизвестно: похоже, объяснение ему надо искать в этрусском языке.

У древних этрусков существовала священная пляска, во время которой танцоры-мужчины сталкивались щитами, по преданию, упавшими с неба. По всей видимости, эта пляска была известна в Этрурии ещё до расцвета этрусской цивилизации. Она напоминает танцы куретов или корибантов.

куреты

Кстати, в Греции многие религиозные праздники сопровождались пирриками — подобием боя, военным танцем под звуки флейты. Тупые римляне всё это извратили и превратили в градиаторские бои.

Эту интересную тему я уже затрагивал в Лабиринты как "замки для хороводов". Поэтому многое здесь повторяется, хотя, в процессе написания, всегда появляются какие-то новые сюжетные "ходы" и линии. Я, пытаясь понять Лабиринт, и сам блуждаю, как в лабиринте.

---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] О змеевидности Гефеста пишет К. Д. Лаушкин: "О Гефесте было известно, что он сильно хромал - даже ходить один не мог, его поддерживали две выкованные из золота рабыни. Греки объясняли хромоту тем, что Гера, пораженная уродством сына, сбросила его с Олимпа, и он при падении повредил ногу. Но это позднее объяснение. Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чем же состояло первоначальное уродство? Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его воспитывала Афина. Однажды она передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропа (божества земли), запретив при этом заглядывать в ящик. Девушки нарушили запрет, открыли ящик и увидели, что тело младенца переходило в змеиный хвост. Уродство, которое удалось замаскировать отцу, обнаружилось у сына".

[2] Кстати, эти прыжки напомнили мне другие прыжки с переворотом:

прыжок с переворотом
Tags: лабиринт, танцы, хоровод, христоверы
Subscribe

Posts from This Сommunity “лабиринт” Tag

  • В лабиринте вопросов о лабиринте (2)

    Итак, лабиринт, с одной стороны, связан с подземным царством мёртвых, а, с другой стороны, имеет непосредственное отношение к культуре мегалитов.…

  • В лабиринте вопросов о лабиринте (1).

    На улице - дождь... Температура Земли в прошлом году достигла рекордных значений за три миллиона лет, что приблизило человечество к климатической…

  • Немного о лабиринте.

    Reverse of a clay tablet from Pylos bearing the motif of the Labyrinth. The tablet, the earliest datable representation of the 7-course classical…

  • О строителях лабиринтов на севере Европы.

    Есть идея отождествить строителей лабиринтов на севере Европы с носителями таинственной культуры ямочной керамики. Эта культура считается культурой…

  • Хозяйка лабиринта.

    Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja,…

  • Интересное сходство.

    Кабаны и птицы на щитах участников "троянских игр". Кабан и птицы на одной из стел Гёбекли-Тепе. Может, чисто случайное совпадение,…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • заметка

    Совмещение мотива «хоровода» и «змеиного» орнамента в Кукутени-Трипольской керамике. И лабиринт тут тоже просматривается.…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments