Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Немного о Карфагене.

Французские историки Ж.Ш. Пикар и К. Пикар сообщают о религии Карфагена в своей монографии "Карфаген. Летопись легендарного города-государства с основания до гибели" (Центрполиграф; Москва; 2017).

"Тирийские переселенцы, обосновавшиеся в Карфагене, принесли с собой и своих богов, которым продолжали поклоняться и за пределами своей родины. Впрочем, с течением времени характер и атрибуты богов несколько изменились. В семитской религии Эл, отец богов, постепенно лишился власти, которая перешла к его сыновьям, и удалился в отдалённую часть своего небесного дома. В Карфагене же он снова возглавил пантеон и приобрёл таинственный титул Баал Хаммона. Происхождение слова «хаммон» неизвестно. Возможно, это было производное от корня хмн (нагревать или сжигать), и тогда имя бога можно перевести как «Бог кадильниц фимиама (хммн)».

Супругу Баал Хаммона, наследника Эла, звали Танит, или Таннит; вероятно, это был один из титулов Ашерат".

Далее Ж.Ш. Пикар и К. Пикар повторяют бредни Диодора Сицилийского о том, что карфагеняне приносили в жертву Баал Хаммону своих детей. "Подобные жертвоприношения, по-видимому, были весьма многочисленными: во время раскопок были найдены тысячи останков этих жертв, которые грудами лежали на освящённой огороженной территории тофета в Саламбо... Количество урн и их расположение в тофете говорит о том, что такие церемонии проводились довольно часто. Диодор Сицилийский утверждает, что, по обычаю, сыновья самых знатных семей регулярно приносились в жертву Баал Хаммону".

Здесь логика страдает на обе ноги. Если жертвоприношения мальчиков были "весьма многочисленны", то как так получилось, что Риму пришлось вести три изнурительных войны против Карфагена, чтобы сломить его сопротивление? Кто там воевал за Карфаген, если "церемонии проводились довольно часто"? Напомню, что в сражении при Левктрах (371 год до н. э.), где спартанскую армию разгромил талантливый фиванский полководец Эпаминонд, погибло 400 спартиатов. Но эти потери были настоящей катастрофой для Спарты. Что же там было бы, если б спартанцы ещё и убивали своих детей?! Да там вообще не было бы никакой Спарты. (См. также: Об инфантициде и жертвоприношении детей в древнем мире и Об инфантициде и жертвоприношении детей в древнем мире.).

Интерес представляет следующее замечание: "Древнейшие гробницы, возникшие около 700 года до и. э., были ещё бедными и примитивными, фактически представляли собой простые ямы. В ту пору умерших предпочитали кремировать, тогда как в самой Финикии и позже в Карфагене их зарывали в землю. Вскоре на могилы стали класть каменные плиты, а тело укладывали в каменные или, возможно, деревянные саркофаги. (Учёные обнаружили медные ручки от этих саркофагов.)"

Значит, пуны кремировали своих покойников, когда ещё как следует не устроились и, по сути, никакого Карфагена ещё не было. А затем, когда были построены городские стены, они уже зарывали в землю умерших и устанавливали надгробия. Отсюда возникает вопрос: а не связаны ли вообще погребальные костры с кочевой, неустроенной жизнью?

Примечателен этрусско-пунический альянс. Он позволяет нам сделать вывод о культурной близости между Карфагеном и Этрурией. Со всеми остальными - финикийцами, греками и римлянами - пуны находились во враждебных отношениях.

Теперь насчёт системы правления в Карфагене. Первоначально там всем заправляли судьи (сфт), как и в древнем Израиле. Их власть всегда была гражданской и никогда – военной, какой бы сильной ни была опасность. При форсмажорных обстроятельствах избирался диктатор и наделялся чрезвычайными полномочиями сроком на один год, прямо как у римлян. Кажется, диктаторы избирались из числа тех же судей, во всяком случае, исторические свидетельства говорят о большой религиозности диктаторов. Так, во время Химерской битвы Гамилькар, вместо того чтобы командовать войсками, остался в лагере, с целью принести жертвы богам на костре. Он был храбрым человеком и вряд ли повёл себя так бесславно, если бы не считал свои религиозные обязанности более важными, чем обязанности главнокомандующего. Узнав о разгроме своей армии, он бросился в костёр и погиб. Юстин утверждает, что Гасдрубала назначали диктатором одиннадцать раз. Значит, срок полномочий диктатора был так мал, что его пришлось продлевать одиннадцать раз! Очевидно, перманентные войны Карфагена привели к тому, что диктаторское правление стало постоянным и появилась даже диктаторская династия Магонидов. Диодор называет Магонидов и их преемников «конституционными монархами» (βαδιλειs ĸatά νόμous). Современные ему источники подтверждают, что они были не единственными представителями политического сообщества, и утверждают, что Магониды чтили закон.

Конечно, где диктаторская власть, там и самодурство, особенно во время войны. Во время войны с греками на Сицилии диктатор Гимилько устроил свой штаб в храме Зевса и велел уничтожить все находившиеся там гробницы. Кроме того, он позволил разграбить храм Деметры и Персефоны, стоявший в пригороде Ахрадины. Культ этих богинь вобрал в себя культы местных богинь и был необыкновенно популярен не только среди греков, но и среди сикулов. Этим богиням поклонялись уже и некоторые карфагеняне. Осквернение их алтарей, вероятно, возмутило солдат пунической армии, и когда, вскоре после этого, на неё посыпались несчастья, они, разумеется, объяснили всё это гневом богов. Болезни распространялись как пожар, что совершенно неудивительно, если учесть, что лагерь карфагенян располагался на болотистой равнине и дело происходило в середине лета. Греческий полководец Дионисий не упустил возможность атаковать врага одновременно с суши и с моря. Лагерь сумел отразить нападение, но большая часть флота была уничтожена (лето 396 года до н. э.). Гимилько потерял голову и, подписав в спешке условия позорного мира, бежал в Африку, бросив своих иберийских и ливийских наёмников на растерзание грекам. В Карфагене он устроил публичное покаяние: облачившись в тунику раба, грязную и рваную, он обошёл все храмы города, а вернувшись домой, покончил жизнь самоубийством.

Период правления Магонидов стал вершиной в производстве керамических масок. Их можно сравнить лишь с масками культовых танцоров Артемиды Ортии в Спарте. Эти маски было принято класть покойнику на лицо перед погребением. Такие маски находят не только в Карфагене, но и по всей Карфагенской державе, а также у союзников карфагенян этрусков.

Phoenician clay mask. Made in Carthage, 5th century BC.

Отсутствие товаров роскоши уравновешивается появлением терракотовых фигурок, созданных в керамических мастерских греческих островов. Сидящих на тронах дам с высокими причёсками поло привозили с Родоса, фигурки кор, стоящих по стойке «смирно» и держащих у сердца фигурку дикого голубя, – с острова Самос, а с Кипра доставили сидящую беременную богиню-мать, облачённую в облегающее платье и странный головной убор из покрывала, обмотанного вокруг рогов, украшающих её уши. В руках она держит веер. Также при раскопках нашли фигурки Афины с острова Родос, Геры – с Самоса и, вероятно, Астарты с Кипра. Это свидетельствует о широких торговых связях Карфагена. Воюя с одними греками, пуны тут же торговали с другими.

Авторы говорят об "удручающей монотонности погребальных предметов V века", и это позволяет нам сделать вывод об эгалитарности карфагенского общества. Карфаген разбогател лишь в lV веке до н. э.
Tags: Карфаген
Subscribe

Posts from This Сommunity “Карфаген” Tag

  • Немного о Карфагене (2).

    Французские историки Ж.Ш. Пикар и К. Пикар в своей монографии "Карфаген. Летопись легендарного города-государства с основания до гибели"…

  • Миква?

    В паблике Древний Рим: Res publica Romana, среди остатков римского города Суфетула (Сбетла) в современном Тунисе, я обнаружил вот этот маленький…

  • С карфагенян сняли обвинения в массовых ритуальных детоубийствах.

    И это очень хорошо. Потому что карфагеняге особо почитали богиню Таннит, и по свету ходит пущенная римлянами лживая молва, будто для Таннит и…

  • Танит.

    Танит (Таннита) — богиня-девственница, особенно почитавшаяся в Карфагене. Истоки культа Танит можно обнаружить в пантеоне города Угарит в лице…

  • неплохо сказано

    "Языческий Рим был политическим олицетворением религиозно-духовных принципов арийских племён, и войны между Римом и Карфагеном были по сути…

  • "Чёрная легенда" человеческих жертвоприношений.

    Гравюра гугенота Теодора де Бри ( es:Theodor de Bry) изображает испанского вельможу, скармливающим своим псам расчленённого младенца.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments