Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женщина как змея-искусительница.

Д. И. Антонов в статье "ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ" пишет:

"Искуситель мог изображаться в виде простой змеи или крылатого дракона (косвенное указание на сатану), однако в средневековой европейской иконографии и пластике начиная по крайней мере с XIII в. в сцене искушения чаще фигурирует гибрид змея и женщины: чешуйчатое тело соблазнителя оканчивается головой с длинными волосами или в женском уборе, акцентируя мысль о том, что искушение пришло и до сих пор приходит в мир через женщину".

Именно с этого времени из сюжета искушения порой исчезает Адам, он в этом общении неинтересен... Адам — фигура сугубо служебная и страдательная: и не рвал, и не хотел есть, даже подавился. Жест, снимающий с Адама существенную долю ответственности за грех, очень популярен у миниатюристов.

Speculum-humanae-salvationis Germany2nd-or-3rd-q14th-Harley
Источник картинки.

Как подмечает Нона Флорес, змей становится неким alter ego Евы, они смотрятся друг в друга, у них почти тождественная природа.

Biblia-PauperumThe-Hague-MMW-10-A-15fol-21r

"Представление о змеях с человеческим лицом, - пишет далее Антонов, - было хорошо известно в христианской книжности и входило в русские Азбуковники, где один из видов аспидов описан следующим образом: «…лице имеет девичье и власы девичьи, хобот змиев, нозе василисковы, криле велицы остры». Идея о том, что змей-искуситель был антропоморфным аспидом, утвердилась довольно рано – в XII в., ссылаясь на Беду Достопочтенного, об этом писал парижский богослов Пётр Коместор: по его версии, эдемская змея Фарея, в которую вошёл Люцифер, имела женское лицо и была прямоходящей. Эта идея кочевала в разных сочинениях (в «Золотой легенде» Винцента из Бове, «Зерцале человеческого спасения» и др.), откуда могла проникнуть на Русь. Человеческое лицо искусителя упоминал во второй половине XVI в. игумен Снетогорского монастыря Корнилий – в кратком демонологическом «трактате», который он вставил в письмо своему сыну Ивану, поясняется, что дьявол вселился в «…избранную змию от некоего рода змиина, лице имущу девиче…»."

Да, уж... Одни искушения от этих женщин! Какая тут, к чёрту, духовность, если рядом с тобою находится такое тело?!

искушение

Грехопадение Адама и Евы Микеланджело 1

Грехопадение Адама и Евы Микеланджело
Микеланджело. «Изгнание из рая» (фрагмент). Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг.

«Отождествление Евы со злом стало столь естественным в христианском мышлении, что змей-искуситель приобрёл фемининные черты» - Marina Warner, «Alone of all Her Sex».

Tags: Библия, женственность, змеи
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Потусторонний мир — мир огненный.

    О.Б. Степанова в своей статье " МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет: " Змея в…

  • Рогатая змея.

    «Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, её рельефные изображения…

  • Священное оружие матриархата.

    Слово яга А.Н. Афанасьев сближал с санскр. aha— «змей». Как верно подметил К. Д. Лаушкин, если миф сообщает, что у божества не…

  • Реконструируем образ Медузы.

    Как показал А. Фротингем, Медуза Горгона представляла собой гротескный образ почитавшейся богини более ранней эпохи, чем знакомая нам…

  • Одержимая менада.

    Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum). Мрамор. Кон. I в. н. э. Музей истории искусств. Вена. Сочетание экстаза…

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments