Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Мистические встречи с «огненными змеями» как аналог «шаманской болезни»

Д.В. Пузанов в статье "ТРУДНО БЫТЬ ЛЮБОВНИЦЕЙ БОГА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЛАВЯНСКОЙ ЭРОЭКСТАТИЧНОЙ ПРАКТИКИ" касается очень интересной темы мистического соития женщин с «огненными змеями».

"У многих народов мира существуют представления о половых контактах земных женщин с мифологическими существами: богами, демонами, мифологическими животными, добрыми и злыми духами. У славян эти представления в основном связаны с образом особого оборотня, имеющего вид огненного змея в воздухе и человека на земле. При этом любовница змея-инкуба заболевает особым психосоматическим заболеванием, которое отдалённо напоминает течение шаманской болезни. У южных славян она чахнет на глазах, выпадает из социальной жизни, сторонится общества, разговаривает сама с собой [1]. «Женщины начинают хиреть» при посещении их змеем [2]. Как пишет Д.К. Зеленин, представление великороссов об огненном змее «тесно связано с галлюцинациями, которыми страдают охваченные тоской женщины, особенно молодые вдовы» [3]. С. Шаров, учитель села Посиры Таможниковской волости Нижегородской губернии сообщает, что в 1890 г. в церкви к нему подошли две женщины, одна пожилая и одна молодая. У молодой было жёлтое лицо и мутные глаза. Пожилая что-то говорила молодой, «теребя ее за рукавъ». Женщина с жёлтым лицом [4] сказала С. Шарову слабым голосом: «Прости меня Христа ради, ко мне летунъ летаеть». Иными словами, «любовницы змея» – это люди, которые под влиянием определённой культурной среды и жизненных условий, способны впадать в изменённое состояние сознания (ИСС).

Е.Е. Левкиевская считает, что изначально у славян мифологический любовник воспринимался как злой демон, а не бог, поскольку, по народным воззрениям славян, коитус с духами приносил не благо для человека, а зло. Южнославянские представления, согласно которым от нечистой силы рождаются герои, Е.Е. Левкиевская относит к греческому влиянию [5]. Подобная аргументация представляется неубедительной. Половой контакт с богом, как существом сакральной природы, чаще всего бывает несчастным. Например, любовниц Зевса жестоко преследовала Гера. Иштар превращала своих любовников в животных или доставляла им другие хлопоты, из-за чего мудрый Гильгамеш отверг любовь могущественной богини [6]. Овладевал земными женщинами помимо их воли и близкий Перуну мордовский бог грома Пурьгине-паз [7]. Любовь бога-громовержца, согласно эпосу мордвы, может приносить несчастье девушке и до, и после свадьбы, и даже стать причиной её смерти или поставить на грань гибели [8].

Тоска по погибшему мужу может явиться "триггером", "спусковым крючком", провоцирующим явление демона в образе умершего супруга, но это вовсе не обязательно. В «Повести о Петре и Февронии» прелестник посещает жену Павла при живом муже [9]. То, что изначально огненный змей посещал не только вдов, свидетельствуют и южнославянская, и чувашская традиции. Влюбленность в язычестве тоже едва ли была способна вызывать ИСС. При парном браке добрачные отношения были в известной степени свободны. Логичнее предположить, что в древности змеиная болезнь воспринималась как форма эротического общения женщин с богом и в целом считалась положительным явлением. А может даже вызывалась специальными обрядами".

Вполне может быть, особенно если принять во внимание настоящую одержимость змеиным мотивом, например, в Трипольской культуре.

Змеиный узор

Змеиный орнамент на сосуде Трипольской культуры

Также можно вспомнить и крито-минойских "богинь" со змеями.

богиня со змеями

Примеры можно множить до бесконечности, но ограничимся древнеримским представлением о домовых духах, гениях того или иного места (genii loci), которые также изображались в виде змей.

Кстати, чаще всего мистические "контакты" с потусторонним миром начинаются именно со встреч с домовыми духами. А уж  рассказы о таких встречах, - кто только не слышал от своих бабушек?!

Я думаю, что данная тема коррелирует с таким загадочным явлением, как кликушество (См.: Кликушество (1) и Кликушество (2)). Кликушество же тесно связано с меряченьем (См.: Арктическая истерия 1 и Арктическая истерия 2). Ну а меряченье - это "шаманизм-light", так сказать, шаманизм в неявной форме, скорее временное "наитие" духов, нежели постоянный контакт, как у шаманов.
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Левкиевская Е.Е. Змей летающий // Славянские древности (Далее – Сл. Др.). М., 1999. Т. 2. С. 331.
[2] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 417.
[3] Там же.
[4] Интересно, что цвет лица меняется при змеиной болезни и согласно южнославянскому эпосу (Песни южных славян. М., 1976. C. 60–61).
[5] Левкиевская Е.Е. Сексуальные мотивы в карпатской мифологии // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 235–236.
[6] Эпос о Гильгамеше («о все видавшем»). СПб., 2006. С. 41–42.
[7] Шаронов А.М. Мордовский героический эпос: сюжеты и герои: дис. …док. филол. наук: 10.01.09. Саранск, 2002. С. 121, 135.
[8] Там же. С. 135–140, 150–152.
[9] Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 211.
Tags: ИСС, змеи, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “шаманизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments