Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

"Пещера разбойников" против "естественного человека" Руссо.

До сих пор в научных реконструкциях первобытного общества используется гипотеза Руссо о человеке в естественном состоянии. Согласно Руссо, в первоначальные времена единственным обществом была семья, единственными законами — законы природы, а единственным регулятором отношений между людьми — сила. Ну, примерно так и представляют себе жизнь верхнепалеолитических охотников: во главе рода находится вожак (как в стае волков), вожак с группой сородичей ходит на охоту, а женщины сидят с детьми в пещере и готовят для охотников сытный обед. Так как единственным регулятором отношений является сила, само собой разумеется, что в таком обществе всё происходит по принципу: сила есть - ума не надо.

Интересно, что даже воры в тюрьме стараются жить по "понятиям", то есть даже они понимают, что когда единственным регулятором отношений между людьми является сила, это называется "беспредел" - самое худшее положение, в котором могут оказаться люди. "Беспредел" - это жизнь в состоянии перманентного страха и стресса; это убийственная атмосфера, которая в конце концов приводит к одичанию и вырождению. Почему Руссо не осознавал этого, - я ума не приложу.

Американский психолог турецкого происхождения Музафер Шериф к в 1954 году вместе с коллегами из Университета Оклахомы поставил эксперимент, который вошёл в научные анналы под названием «Пещера разбойников». Для эксперимента исследователи из различных учебных заведений отобрали школьников 11-12 лет. Все они были белокожими из протестантских семей среднего достатка, с уровнем интеллекта выше среднего и никогда не знавших друг друга. Мальчикам так и не дали познакомиться, их разделили случайным образом на две равные группы, а затем отправили в лагерь бойскаутов, размещённый в гористой части юго-восточной Оклахомы. Это были 1950-е годы, разгар холодной войны, и лагерь рекламировался как тренировочный полигон для «будущих лидеров Америки».

разбойники
«Подопытные» участники эксперимента «Пещера разбойников».

В первой фазе эксперимента разные группы проживали раздельно и даже не знали о существовании одна другой. Мальчики первоначально вели обычную жизнь бойскаутов: ходили в походы, устраивали спортивные состязания и тому подобное. Экспериментаторы в это время вели себя как вожатые, так что никто из детей не подозревал, что они по факту являются «лабораторными мышами». Довольно быстро в каждой из групп появились самоназвания («Гремучие змеи» и «Орлы»), выдвинулись вожаки, установилась строгая иерархия и общепринятые нормативы поведения. Всё было готово к проведению второй, настоящей, стадии эксперимента.

Вторая фаза эксперимента началась со «случайной» встречи двух групп. Вскоре исследователи устроили знакомство мальчиков, причём обе группировки узнали, где живут их соседи.

Логичным выглядело и решение вожатых устроить соревнования между 2 группировками. «Орлы» и «Гремучие змеи» состязались в бейсболе и перетягивании каната, скоростной установке палаток и футболе, наведению чистоты в палатах и поиске сокровищ. А экспериментаторы тем временем искусственно подогревали градус напряжённости.

Первоначально группы относились к соперникам нормально, но исследователи пообещали (и исполнили обещание) награждать победителей в каждом соревновании. Столкновения начались уже в первом же состязании, которым оказался бейсбол. В один из дней «Гремучие змеи», решив, что стадион принадлежит им вывесили на задней стойке поля свой флаг. Они и победили, получив в качестве приза памятные медали и неплохие туристические ножи. Разозлившиеся подобной несправедливости «Орлы» сорвали и сожгли знамя противника. Вскоре вожатые растаскивали дерущихся мальчишек.

Следующим соревнованием было перетягивание каната. На сей раз победили «Орлы» (не без «помощи» организаторов). «Гремучие змеи» решили не терпеть поражение в переживаниях, а совершили ночное нападение на жильё противника. Они разорвали противомоскитную сетку, перевернули кровати, похитили несколько вещей, в том числе призы, полученные «Орлами» за победу в соревновании и синие джинсы, из которых смастерили себе новый флаг взамен сожжённого соперниками.

Нападение требовало адекватного ответа, и «Орлы» напали на неприятеля днем. Они разгромили жильё «Гремучих змей», и захватив «трофеи» вернулись домой.

Понимая, что «Гремучие змеи» просто так не оставят происшедшее, «Орлы» приготовились к обороне своего жилья. Они набили носки камнями для применения в ближнем бою и собрали ещё ведро камней для использования в качестве метательных снарядов. Обе группы школьников от стадии презрения и обзывательств перешли к прямой подготовке к войне. Они стали наращивать военный потенциал (камни, бейсбольные биты, дубинки и прочее), теперь любая искра могла привести к настоящему кровопролитию. А экспериментаторы убедились в верности предположения Шерифа, что конкуренция порождает конфликт.

Сейчас требовалось погасить взаимную агрессию, пока школьники реально не покалечили своих недругов. Пришла пора переходить к третьему этапу эксперимента.

Во время следующей фазы опыта перед исследователями стояла задача не только погасить разгоревшийся между группами конфликт, но и создать межгрупповые дружеские связи. Добиться цели учёные решили с помощью совместного труда. Правда поначалу Шериф попытался снизить градус напряжённости созданием комфортных условий жизни. Но совместный поход в кино (на дворе 1954 год и поход в кино это праздник) только увеличил взаимную неприязнь, а посещение кафетерия привело к драке из-за мест посадки.

Тогда экспериментаторы решили создать ситуацию, в которой потребуются объединённые усилия членов обеих групп. Они намеренно забили водопровод бумажным пакетом, школьникам совместно пришлось искать причину, по которой нет в кране воды, а затем также вместе придумывать, как избавиться от засора. Следующим шагом исследователей стала «поломка» грузовика с продуктами.

Детям сказали, что в паре километров от лагеря под холмом остановился грузовик с едой, который никак не заводится. Школьники придумали с помощью верёвки всем вместе втащить грузовик на холм, а затем также совместно толкать его вниз, чтобы водитель завёл автомобиль "с ходу". Успешная доставка продуктов заметно снизила градус напряжённости, так что все единогласно согласились «скинуться» на аренду киноустановки. После этого шага взаимная враждебность практически исчезла, у ребят начали появляться приятели в ранее враждебной группировке.

Заявленным результатом эксперимента стало утверждение, что соперничество (пусть даже и в играх) между группами ведёт к взаимной враждебности и появлению неспровоцированной агрессии, а совместный полезный для всех труд приводит к разрушению стереотипов и налаживанию дружеских контактов даже с врагами
.

Если бы рядом не было взрослых, взаимная вражда между двумя группами подростков переросла бы в драки и смертоубийства. Смертоубийства вызвали бы жажду мщения, что повлекло бы за собой другие смертоубийства. И в результате "лидером Америки" оказался бы серийный убийца типа Чикатило.

Собственно, таким и должно было быть первобытное общество, если все посылки Руссо доводить до логического завершения. Только я очень сильно сомневаюсь в том, что такое общество было бы жизнеспособным.

На самом деле, вся концепция Руссо "высосана из пальца". Мы нигде не наблюдаем архаических обществ, где бы  единственными законами были законы природы, а единственным регулятором отношений между людьми — сила. Везде на законы природы наложено табу и везде духовная сила почитается выше силы физической. Люди за 45 000 лет существования на Земле многократно проходили тот "урок", который в 1954 году усвоил Музафер Шериф. И, в принципе, "неолитическая революция" и все другие "ништяки" цивилизации оказались возможными лишь потому, что люди перестали наступать на одни и те же "грабли", отказавшись от мужской конкуренции и соперничества. Возможно, чрезвычайное трудоёмкое строительство разного рода мегалитических сооружений являлось аналогом совместного "вытаскивания грузовика на холм". Что-то в этом есть... Так или иначе, но успехи цивилизационного прогресса были связаны с окультуриванием, "окучиванием" разрушительного мужского начала. (Это культурное "окучивание" мы называем матриархатом.) Где это "окучивание" удавалось, появлялись цивилизации. И наоборот: цивилизации гибли, где оно не удавалось или выходило из-под контроля.
Tags: антропология, архаический мир, критика патриархата, психология
Subscribe

Posts from This Сommunity “психология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments