Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Государство, спаси!

"Появление земледелия позволило перейти к осёдлости, что вызвало развитие культуры и цивилизации; усложнение общества привело к возникновению государства" — эта популярная схема не верна. Первые государства начали появляться спустя тысячи лет после перехода людей к производящему хозяйству.

Можно предположить, что на это требовалось время. Действительно, Ближний Восток — один из первых центров земледелия, является также родиной древнейших государств. Но, с другой стороны, в Новой Гвинее — также одном из первых мест на планете, где начали возделывать землю (7-10 тыс лет назад), развитие как будто остановилось в неолите. Видимо, был ещё какой-то важный фактор, заставлявший общества развиваться дальше уровня вождества.

Подсказку даёт география: в Старом Свете первые государства и империи возникали в достаточно узкой полосе, протянувшейся через весь Афроевразийский суперконтинент. Учёные (Currie, Turchin, Gavrilets) предположили, что причиной этому было соседство со степью: земледельческие общины вынуждены были объединять усилия, чтобы отражать набеги кочевников-скотоводов". Источник.

Pervye-gosudarstva_cr

Используя интересные мысли из комментов, составлю небольшое дополнение:

1. Наиболее древние защитные сооружения возникли не столько для собственно обороны от соседей, сколько для ограждения поселения и домашнего скота от хищников. Надо полагать, что многие подобные заборы, которые археологи находят на территории Старой Европы, ошибочно отождествляются с оборонительными крепостными сооружениями. В архаических текстах один из первых городов в Месопотамии, Урук, называется загоном для овец. Шумерологи трактуют это как иносказание, но возможно это действительно был укреплённый загон, типа африканского крааля.

2. Очевидно, бадарийская культура додинастического Египта и другие древнейшие культуры не являлись строго земледельческими: там люди занимались и скотоводством, и охотой, и рыболовством, и собирательством. Есть версия, что "охотник - плохой налогоплатильщик". Поэтому там не сложилось государство. Очевидно, то же можно сказать и о неолитических культурах Старой Европы. В Восточной Европе с неолита земледельцы соседствовали со степью, но государство в то время так и не сложилось.

3. Высыхание Сахары как раз приходится на период формирования государственности в Египте. Волны мигрантов накатывали и нужно было научиться эффективно им противостоять. Но при этом сам Верхний Египет довольно долго был скотоводческой политией и совершал набеги на Нубию и Нижний Египет. Это даже в фараонской атрибутике отражено — посох с крюком и плеть, орудия скотовода.

4. Концепцию гидравлических цивилизаций Виттфогеля весьма обоснованно критиковали. В Месопотамии ирригацию производили ещё в Убейдский период, государство не требовалось для этого. Оросительные системы могут строить и городские общины-номы, большие империи тут не обязательны.

5. Конфликты между номами имели место быть, но по числу жертв военных действий они не идут ни в какое сравнение с набегами степняков. Кочевники исторически гораздо большие разрушения производили, нападая на земледельцев, чем земледельцы в войнах между собой. Турчин подсчитал, что захват города кочевниками заканчивался геноцидом в 63% случаев, против 1.4% в войнах "земледельческих" государств.


Warfare and the Evolution of Social Complexity
Warfare and the Evolution of Social Complexity:
A Multilevel-Selection Approach
Peter Turchin


6. Скотоводам благодаря их мобильности проще было сосредотачивать много воинов в одном месте, т.е. создавать локальное численное превосходство. Они не были привязаны к городам и земле, могли внезапно появляться, грабить и уходить в степь. Животные использовались как самоходный запас провизии и как транспорт.

7. Все земледельцы были воинами в небольших племенных сообществах, но в военный поход всё население не могло пойти, только какая-то небольшая часть, если это не вылазка против соседней деревни. В то же время защита от кочевников требовала концентрации большого числа воинов на границе, что можно было обеспечить только собрав их с большой территории, по нескольку человек с деревни, организовать снабжение и строительство укреплений.

8. Набег не мешает хозяйственной деятельности степняков, стадо идёт вместе с армией кочевников на вражескую территорию. В то время как для земледельца военная кампания - это остановка с/х работ. Множество кочевников может быстро сосредоточиться на небольшой территории и разграбить её. Чтобы земледельцам защититься от этого, им нужно или держать крупные силы вдоль границ, или строить стены. В то же время кочевники почти неуязвимы для ответного нападения. Разница между кочевниками и земледельцами в том, какой % населения может участвовать в военных кампаниях. У кочевников это практически всё взрослое население, у земледеьцев — несколько процентов. Поэтому защита от кочевников сложнее и требует лучшей организации.

9. Граница со степью порождает глубокое разделение труда. Появляются собственно земледельцы и профессиональные воины, охраняющие земледельцев. А для возникновения государства как раз требуется потеря адекватности и боеспособности большей части населения. Без подлого быдла, государство невозможно. В дальнейшем государство сохраняет и укрепляет систему разделения на касты земледельцев и воинов, причём воины запрещают земледельцам владеть оружием. Когда римские добровольные пожарные дружины как то накостыляли преторианцам, их запретили. Так же французы перестали обучать крестьян луку, после того как те начали успешно противостоять феодалам.

10. Потом уже, когда государство создано и социокультурные механизмы отработаны, во-первых оно становится более эффективным, чем первичные примитивные объединения, и во-вторых начинает жить собственной жизнью, вне зависимости от воли подданных - начинается борьба между самими государствами и их дальнейшее развитие.

 11. Есть такая теория,  которая в целом совпадает с посылом статьи, что ранние государства основывают кочевники на базе имеющихся полисов земледельцев, с целью регуляции получаемой дани. А причина возникновения государств в том,  чтобы имело смысл кочевникам осесть в земледельческих районах и построить систему постояного отъёма продукта вместо тотального разграбления.
Tags: государство, земледелие, степняки
Subscribe

Posts from This Сommunity “земледелие” Tag

  • Матрилокальные поселения Старой Европы.

    Классик культурной антропологии Джордж Питер Мердок писал: «Липперт высказал крайне интересное предположение, согласно которому…

  • О "спорах" Прокопия Кесарийского.

    Византийский историк Vl века Прокопий Кесарийский оставил загадочную запись: «И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В…

  • Путём зерна.

    Книга американского антрополога и социолога Джеймса Скотта «Против зерна» уже упоминалась в нашем сообществе в записи " И ещё о…

  • J 2.

    Распределение гаплогруппы Y-хромосомы J2 (M172) отражает распространение земледелия с Ближнего Востока. Древние земледельческие культуры в…

  • Патриархат как антинеолитическая контрреволюция.

    "Переход от охоты и собирательства к осёдлому земледелию Г. Чайлд назвал "неолитической революцией". Отношения кочевого образа жизни…

  • Немного о матрилинейных обществах.

    В лесах с тёплым климатом (от экватора до субтропиков) сохранился особый хозяйственный уклад: сочетание охоты и примитивного огородничества. Такой…

  • К вопросу о времени появления культа фаллоса.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что, в отличие от…

  • Основополагающая идея земледелия.

    «Приготовление обрядовых хлебов и поднесение их божествам – постоянный элемент обрядов всех религий «исторического периода»,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments