Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О Марии Магдалине.

М. К. Трофимова в статье "Мария Магдалина коптских гностических текстов" говорит о Марии как первой провозвестнице Благой вести о воскресении Иисуса Христа.

В гностическом "Евангелии от Марии" Мария Магдалина представлена как мать, утешающая своих детей. «Сказав это, он (Спаситель) удалилися. Они же (ученики) были в печали, пролили обильные слёзы и сказали: "Как пойдём мы к язычникам и проповедаем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?" Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас человеками". Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя» (9. 5-23).

Марии открыто то, что сокрыто для других учеников, ей доступно видение. И выражения, в которых говорится об этом в тексте, похвала, которую она стяжает ("Блаженна ты, ибо не дрогнула (ΝΤΕΚΙΜ ΑΝ) [1] при виде меня") подчёркивают высокую степень приобщённости Марии к гносису: «Пётр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты - не мы, и которых мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что скрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им такие слова: "Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо не дрогнула при виде меня. Ибо где ум (νοϋς), там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто видит видение (όραμα), - он видит его душой (ψυχή) или духом (πνεϋμα)?" Спаситель ответил мне и сказал: "Он не видит душой или духом, но ум, тот, который между двумя, он тот, который видит видение...» (10.1-23).

Как ни высока роль Марии, собеседницы Иисуса, получательницы откровения, именно она вызывает недовольство в среде учеников. Вот как это описано в тексте. Рассказав об открытом ей пути души в вечность, в молчание, «... Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места, Андрей же ответил и сказал братьям: "Ну, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что до меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь кажется, эти учения суть иные мысли". Пётр ответил об этих самых вещах. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, не открыто? Что же, соберёмся, все будем слушать её? Он выбрал охотнее её, чем нас?" Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Пётр, что же ты думаешь? Не думаешь ли ты, что я сама это выдумала в моём сердце или я лгу о Спасителе?" Левий ответил и сказал Петру: "Пётр, ты вечно гневаешься, ныне я вижу тебя - ты сражаешься с женщиной как противник. Однако, если Спаситель счёл её достойной, кто же ты сам, чтобы её отбрасывать? Несомненно, Спаситель знал её очень хорошо (άσφαλως). Из-за этого он любил её более, чем нас. Лучше устыдимся, облечёмся совершенным человеком...»(17.7-18.16).

В этой сцене против Марии - Андрей и Пётр. Обозначены причины расхождения. Андрей, после сказанного Марией, сомневается, что Спаситель мог наставлять в подобных учениях: "Ведь, кажется, эти учения суть иные мысли". Эта реплика в духе обличительных речей тех христиан второго века, которые упрекали гностиков за то, что те допускали великое разнообразие всякого рода учений. Пётр же не верит, что Спаситель мог передать своё учение женщине, втайне, не открыто. Он не скрывает раздражения, что именно женщина претендует на роль получательницы откровения и как бы наставницы: "Что же, соберёмся, все будем слушать её? Он выбрал охотнее её, чем нас?" - иронически вопрошает Пётр. Левий, который на стороне Марии, корит Петра: "Пётр, ты вечно гневаешься, ныне я вижу тебя - ты сражаешься с женщиной как противник".

К этому сюжету - соперничеству Петра (и некоторых других учеников Иисуса) и Марии Магдалины - постоянно возвращались авторы гностических сочинений. Трудно не вспомнить, что составляли их и читали в то время, когда такой ревнитель христианства, как Тертуллиан, клеймил: "А у жён еретических какова отвага! Они ведь осмеливаются учить, спорить, заклинать, излечивать, даже крестить" [2].

Тема враждебного отношения Петра к Марии, посягающей на то, что ей, как женщине, не может быть доступным, поднята и в "Евангелии от Фомы", также дошедшем на коптском языке (на греческом сохранилось лишь несколько его фрагментов). Этот памятник в отличие от "Евангелия от Марии", происхождение которого связывают с Египтом, считают сложившимся на почве сирийской культуры и относят к промежутку от второй половины I в. до времени около конца II в. н.э. Содержащиеся в нём изречения Иисуса (logia), близкие каноническим текстам, претерпели гностическую редакцию, что позволяет рассматривать евангелие в контексте гностической литературы.

В этом сочинении привлекают внимание два изречения, которые можно поставить в связь между собой. Первое - 114 (118): «Симон Пётр сказал им (ученикам): "Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны жизни". Иисус сказал: "Я направлю её, дабы сделать её мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая сделается мужчиной, войдёт в Царствие небесное"». Звучит та же тема напряжённого отношения Симона Петра к Марии. Его требование, чтобы Мария ушла из среды учеников, обосновано общим соображением: "женщины недостойны жизни". И следует ответ Иисуса, допускающий для всякой женщины "войти в Царствие", но при определённом условии.

Комментаторы связывают этот текст с темой андрогина, которая, действительно, представлена в гностицизме. Например, в "Апокрифе Иоанна", сохранившемся в разных редакциях на коптском языке и, очевидно, существовавшем на греческом ранее 185 г., - незаменимом источнике наших знаний о гностической космологии, антропологии и сотериологии, - следы этой темы заметны во многих местах. В так называемом "Трактате о начале мира", коптской рукописи из Наг Хаммади, тема андрогина всплывает неоднократно, так же как в "Мудрости Иисуса Христа". Примеров можно было бы привести множество, но в этом нет нужды, поскольку в данной работе нас интересует тема андрогина не сама по себе, но лишь в связи с возможным пониманием текстов, связанных с образом Марии Магдалины.

Мария Магдалина упоминается в "Евангелии от Филиппа". Оно было составлено, возможно, во второй половине lll в. Не исключено, что родиной его была Сирия. В изречении 55 - тема избранности Марии Иисусом и ревности со стороны учеников: «София, которая называется бесплодной, - мать ангелов. И общница (κοινωνός) [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более всех учеников, он приветствовал её [целованием] в её [уста много] раз. Остальные ученики, видя его [любящим] Марию, сказали ему: "Почему ты любишь её более всех нас?" Спаситель ответил им и сказал: "Почему не люблю я вас, как её?"»

Рассмотренные выше тексты, хотя и дают возможность составить некоторое представление о месте образа Марии Магдалины в литературе гностицизма, но по объёму своему, по частоте упоминаний этого образа, по степени его раскрытия не идут в сравнение с тем, что даёт такой памятник, как "Пистис София". "Пистис Софиа" по форме это диалог: возвратившийся к ученикам после своего вознесения Иисус, беседует с ними на горе Элеонской. Из собеседников Иисуса названы Иоанн, Пётр, Андрей, Филипп, Фома, Матфей, Мария-матерь, а также другие ученики и женщины. Однако главная роль среди них принадлежит Марии Магдалине. Её имя повторяется в тексте десятки раз, из 46 вопросов, заданных Иисусу, 39 поставлены ею. Именно этот памятник даёт возможность судить о роли образа Марии в композиции всего текста. ("Евангелие от Марии" не позволяет этого сделать, так как оно дошло с большими изъянами.)

В первый раз имя Марии упомянуто на странице 26 коптской рукописи в главе 17. Она откликается на призыв Иисуса дать толкование сказанному им: «Когда это, вот, он сказал своим ученикам, он сказал им: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" И было, когда Мария услышала эти слова, которые сказал Спаситель, она устремила свой взор в воздух на час и сказала: "Господи, вели мне говорить открыто!" Ответил Иисус милостивый, он сказал Марии: "Мария, блаженна, то, что я совершу во всех тайнах тех, которые принадлежат Вышине, скажи открыто, ты, которой сердце более, чем всех твоих братьев, напрямлено в Царствие Небес"». За этим идёт речь Марии с её объяснением услышанного. По окончании же её слов следует реплика Иисуса с похвалой Марии: «И было, когда Мария кончила говорить эти слова, он сказал: "Хорошо, Мария, ибо блаженна ты перед всеми жёнами, которые на земле, ибо будешь ты - Полнота всяческой Полноты и совершенство всех совершенств"». Далее вопрос Марии, обращённый к Иисусу, позволяет ему развить сказанное им. Вопросы и ответы сменяют друг друга, причём значимость произносимого Марией оттеняется одобряющими словами Иисуса. В беседу вступают остальные её участники, но ведущая роль Марии сохраняется, её вопросы, её реплики часто задают направление движению диалога.

Эта первенствующая роль Марии подчёркнута ревностью Петра. Тема уже знакомая по другим текстам, - она трижды возникает и в "Пистис Софии". В главе 36 (С. 58) вспыхивает Пётр: «И было, когда Иисус сказал эти слова своим ученикам, он сказал: "Понимаете ли вы, как говорю я с вами?" Вскочил Пётр, он сказал Иисусу: "Господи мой, не можем мы терпеть эту женщину, отнимающую у нас место и никому из нас не дающую говорить, но говорящую много раз"». Вторично о враждебности Петра говорит Мария в главе 72 (С. 162): «И было, когда первая Тайна [3] кончила говорить эти слова ученикам, Мария вышла вперёд, она сказала: "Господи мой, мой ум (νους) разумен (νοερός) во всякое время, чтобы заставить меня выйти вперёд всякий раз и возвестить разрешение слов, которые она [4] сказала; но я боюсь Петра, потому что он угрожает мне и ненавидит наш род." Когда же она сказала это, первая Тайна сказала ей: "Каждому, кто будет исполнен в Духе света, никто не сможет помешать выйти вперёд и возвестить разрешение того, что я говорю. Теперь, вот, ты, Мария, возвести разрешение слов, которые сказала Пистис София"». Здесь отношение Петра к Марии переведено в план более общего вопроса об отношении к женскому роду в целом. С другой стороны, причина раздора оказывается несостоятельной перед равным для всех условием "быть исполненными в Духе света". Наконец, в главе 146, С. 377 после вопросов Марии и Саломеи Пётр ропщет снова: «Пётр сказал: "Господи мой, довольно женщинам спрашивать, (надо) чтобы мы тоже спросили". Сказал Иисус Марии и женщинам: "Дайте место вашим братьям - мужчинам, чтобы они тоже спросили"».

И, наконец, в той эсхатологической перспективе, которая намечена в словах Иисуса, место Марии Магдалины рядом с Иисусом: "Место, где буду я, там будут со мной мои двенадцать слуг. Но Мария Магдалина и Иоанн-девственник превысят всех учеников и всех людей, которые приимут тайну в Неизреченном, они будут одесную меня и ошую меня, и я есмь они, и они суть я..." (С. 232-233, гл. 96).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Понятие, чрезвычайно важное в гностицизме. Оно в одном смысловом ряду с такими понятиями, как "вечность", "жизнь", "совершенство".
[2] De Praescriptione Haereticorum. 42. Ср.: 1 Кор. 14.34; Кол. 3.18: Эфес. 5.24; 1 Тим. 2.11-12.
[3] Так назван Иисус.
[4] Пистис София
Tags: гностики
Subscribe

Posts from This Сommunity “гностики” Tag

  • Человек - существо хтоническое (3).

    Автор текста - Леонид Нестеров. Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек – земнородный автохтон. Его породила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments