Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

О жертвоприношениях на Крите.

Проф. Зубов говоритспецифической критской форме соединения человека и бога. Это то, что называется в истории религии Крита «игры с быком»."

Ритуальная игра с быком. Фреска из Кносского дворца. 15 в. До Р.Х. Гераклион. Археологический музей

"Игры с быком изображены тысячекратно. Это священнодействие свершалось на большой арене, на той самой арене, какую мы видим и во дворце Кносса, и во дворце Феста, и даже, в уменьшенном виде, – во дворце Като Закрос на востоке Крита. Это место священнодействия было необычно по виду, совершенно отлично от Месопотамии, Египта и Ханаана: это был театральный амфитеатр, подмостки, поле, окруженное рядами поднимающихся скамей как в классическом греческом театре. Мы говорили, что это – место народных собраний - экклесии, возможно, так оно и было. Но одновременно это и место священнодействия. Сохранились фрески с изображением зрителей этого священнодействия, в том числе – знаменитая фреска с изображением хорошеньких молодых женщин".

Здесь всё правильно. Но затем проф. Зубов говорит нечто невнятное.

"Быка, который участвовал в этих играх, что, конечно, несправедливо с нашей современной точки зрения охраны животных, потом приносили в жертву. Но он же был божественен. Его приносили в жертву, заколая двулезвийным ритуальным топором. Сохранилось немало изображений, на которых из этого быка текут спиралевидные струи крови, наполняющие сосуды. Соответствующие сосуды найдены на Крите в большом количестве. Потом эту кровь выливали к основанию столба или дерева, символизирующего Божественную Деву, Божественную Мать".

Хотелось бы от проф. Зубова услышать подробности касательно подчёркнутых мною мест, но он в своей лекции сразу "перепрыгивает" к Олимпийским играм.

Вообще, насколько мне известно, имеется лишь одно изображение быка, которое можно интерпретировать как жертвоприношение. Это роспись саркофага из Агия-Триады.

mosika_901_00001

Саркофаг из Агиа триады 2

Из описания росписи саркофага читаем:

"Одна из длинных сторон изображает похоронную процессию подношений и возлияния. В крайнем левом углу мы видим женщину в профиль, смотрящую влево, одетую в изысканную кожаную юбку и открытую рубашку с короткими рукавами, держащую сосуд обеими руками и переливающую содержимое в более крупный сосуд, который стоит на каменной платформе между двумя столбами. Столбы установлены на каменных основаниях и увенчаны двойными топорами, на которых сидят птицы.

Следующие три человека слева - молодые люди, каждый с обнажённой грудью и в кожаной юбке. Первые двое держат в руках статуэтки быков: одна из них - коричневая, другая - чёрная; третий мужчина держит модель лодки. Они размещены на синем фоне [1], который отличается от остальной сцены по эту сторону саркофага. Ещё один мужчина стоит, лицом обращённый к этим трём. У него нет ног, он выглядит как скульптура, и считается, что она представляет умершего человека. Он носит длинную шкуру с золотой отделкой.

На противоположной стороне саркофага есть ещё семь фигур - шесть женских и одна мужская. Женщины изображены на ярко-жёлтом фоне. При перемещении влево цвет фона меняется на белый, и на его фоне изображён игрок на двойной флейте, одетый в короткую синюю мантию и с длинными кудрями. Он стоит за столом для жертвоприношений, на котором лежит на боку связанный бык, лицом к зрителю. Можно увидеть красные полосы крови, исходящие из шеи быка и перетекающие в сосуд, стоящий у подножия стола. Под столом - два маленьких козла, которых, возможно, ожидает такая же участь".

Здесь всё говорит за то, что жертвоприношение быка совершается на похоронах. (Из другого источника: The position of the hands of the participants is hands down, palms down indicating the deity invoked is a chthonic deity who is the deity in epiphany as a black bird on the betyl behind the low altar, the altar for the chthonioi, who has black color, the color of the chthonioi. - Положение рук участников - руки вниз ладонями вниз, указывает на то, что вызываемое божество - это хтоническое божество, которое является божеством, являющимся в эпифании, как и чёрная птица на бетиле за низким алтарём, алтарем для богов нижнего мира, имеющих чёрный цвет, цвет земли. - The time of day of the sacrifice is night because chthonic rituals took place during the night, ouranic rituals took place during the day. The action of both the sacrifice scene and the libation scene moves from left to right. In Egyptian religion, the left was the side of death and right was the side of life. - Время жертвоприношения - ночь, потому что хтонические ритуалы проводились ночью, а уранические ритуалы - днём. Действие сцены жертвоприношения и возлияния движется слева направо. В египетской религии левая сторона была стороной смерти, а правая - стороной жизни.)

Всё это прекрасно, но как проф. Зубов это жертвоприношение быка на похоронах связал с таврокатапсиями, священными играми с быками, мне непонятно. И совсем непонятно, откуда он взял, что тех быков "приносили в жертву, заколая двулезвийным ритуальным топором". Да, там стоят лабрисы, но скорее как надгробные кресты, а не как топоры мясника.

Получается, что проф. Зубов начал "за здравие", а кончил "за упокой". Начал с соединения человека и бога в играх с быком, а кончил хтоническим похоронным ритуалом. Что, в общем-то, противно всякому здравому смыслу: если ты соединился с богом в играх с быком, то зачем же голову рубить быку?

Но мы даже и не уверены, рубились ли головы быков. Ведь кровь могла собираться и так, как это поныне делают африканские масаи, делая небольшой прокол в шейной артерии быка. Кровь эта выливалась в гробницу, и мы знаем, что в некоторых могильниках делались специальные отверстия для подобных возлияний. Но, я повторяю, для совершения подобных возлияний вовсе не обязательно забивать быка лабрисом.

И, в заключение, приведу ещё одно описание саркофага Агия-Триада:

"Роспись сохранилась фрагментарно и сильно восстановлена [2]. По мнению исследователей (Матц, Андреев), изображенные сцены можно разделить на две группы: реальное и мифологическое [3], причём для современников, очевидно, эти две сферы не имеют чёткой границы и взаимодействуют между собой.

Фреска разделена на три части. В центральной на белом фоне изображён стол со связанной жертвой - быком - и стоящим позади стола мужчиной в женском одеянии, который играет на двойной флейте. Под столом прилегли две диких козы, справа от них жертвенный сосуд с собранной кровью быка.

Слева на жёлтом фоне жрица возлагает на жертву руки, две женщины позади неё призваны изображать процессию. Этот фрагмент не восстановлен.

Справа на чёрном - ночном - фоне другая жрица в юбке из овчины приносит бескровную жертву на алтаре перед святилищем с двойными рогами и священным деревом. Рядом показаны кувшин с возлияниями и корзина с фруктами. Колонна позади алтаря увенчана лабрисом - ритуальной двойной секирой, символом возможного возрождения через смерть. На секире сидит чёрная птица - воплощение души умершего.

Сцена на белом фоне - в стоящий между двух священных секир кратер жрица переливает из сосуда собранную кровь жертвенного быка. На лабрисах сидят птицы - воплощения душ умерших. Позади жрицы ещё одна женщина несёт на "коромысле" два сосуда. Мужчина в женской одежде сопровождает процесс игрой на семиструнной лире.

Центральная сцена на тёмном фоне - трое мужчин в юбках из овчины несут погребальные дары: двух телят и модель судна.

Третий фрагмент на белом фоне - умерший (возможно, обожествлённый) в длинном (женском) одеянии присутствует при погребальном жертвоприношении у своей могилы".

----------------------------------------------------------------------
[1] Синий цвет, как мы знаем, является изобразительным средством для исполнения загробного мира.
[2] Возникает вопрос: насколько аутентичны "красные полосы крови, исходящие из шеи быка и перетекающие в сосуд, стоящий у подножия стола"?
[3] Тогда возникает другой вопрос: кто эти люди, изображённые на саркофаге? Они реальные люди или мифологические персонажи?

Tags: Крит, бык, жертвоприношение, лабрис, похороны
Subscribe

Posts from This Сommunity “бык” Tag

  • О культе тельцов в древнем Израиле.

    Vadym Zhuravlov, автор блога Древний Ближний Восток, пишет, что "основное свидетельство культа тельцов в древнем Израиле - это Еврейская…

  • Реконструируем "основной миф" матриархата.

    Дионис, в образе быка, и менады. Фреска из восточного крыла дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э. Игры с быками - излюбленные зрелища…

  • На яке под облаками.

    Китайский художник Wang Yiguang несколько лет прожил в Тибете и результатом его личных наблюдений за местным бытием стал целый цикл его…

  • К вопросу о "священном оружии".

    Это статуэтка Богини Матери с о. Мальта, ориентировочно 4000 - 2000 лет до н. э. А это - мегалитический храмовый комплекс Мнайдра, ок. 3000 г.…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Африканская таврокатапсия?

    Изображение древнего буйвола на скалах в районе Южного Орана (Алжир). Эпоха неолита. Это изображение напомнило мне о крито-минойских играх с…

  • Печать из Хараппы.

    Эта печать из Хараппы была обнаружена в Раджастане несколько лет назад ... Она из времени, когда Индо-Хараппская цивилизация находилась на…

  • Богиня священной смоковницы.

    Перед нами «печать с повествовательной сценой», одна из многих, сделанных людьми цивилизации долины Инда между 2200 и 1900 годами…

  • К интерпретации быков Чатал-Хююка.

    Проф. Зубов говорит, что сцена рождения женщиной быко-человека или барано-человека, быкоголового или бараноголового человека является попыткой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments