Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Прежде нежели Перун был, Рожаницы бысть.

Читаю сочинение И. Срезневского "Роженицы у славян и других языческих народов" 1855 года издания.

mosika_901_00001

Там он приводит одно место, которое было найдено С. П. Шевыревым в Паисиевском сборнике, в Слове, приписанном св. Григорию о том, "как первое погани суще языки кланялися идолом и требы им клали".

"Извыкоша Елени класти требы Артемиду и Артемиде, рекше Роду и Рожанице. Тации же и Египтяне. Тако и до Словен доиде се слово и ти начаша требы класти Роду и Рожаницам. Прежде бо того Перуна бога и иных славили и клали требу им и Упырем и Берегиням. По святем крещении Перуна отринуша, а по Христа Бога яшася: но и ноне по украинам моляться ему проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и Вилу, и то творять отаи, сего не могут лишити ся проклятого ставленья вторыя трапезы нареченыя Роду и Рожаницам, на велику прелесть верным крестьяном и на хулу святому крещенью и на гнев Богу".

Хотя опираться на сии свидетельства можно с превеликой осторожностью, однако всё же интересно, что древние славяне прежде Перуна славили Берегинь. Значит, Перун появился у славян сравнительно недавно, может быть, во княжение Владимира, а до него были у славян Рожаницы. По крайней мере, такой вывод можно сделать из текста.

В Википедии тоже есть отрывок из «Слова св. Григория…»:

«…проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам, прежде Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням».

Академик Рыбаков сделал из этих строк вывод, что упырям и берегиням поклонялись в эпоху мезолита и неолита. Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ рода был традиционно женским. В церковнославянских переводах византийских поучений против язычества упоминается «рожацная (рожаничная) трапеза», известная по этнографическим данным Нового времени как праздник «Бабьи каши». Народный обряд проводился на следующий день после Рождества Христова у восточных славян. В этот день почитали повивальных бабок и рожениц. С. В. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница.

Tags: Древняя Русь
Subscribe

Posts from This Сommunity “Древняя Русь” Tag

  • Об "узком круге домашних интересов".

    Когда мы говорим, что домашнее хозяйство и "огородничество" (мотыжное земледелие) – традиционная женская "епархия",…

  • О кумирне князя Владимира.

    М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" ( М. : Вече, 2014. С. 6), говоря о языческом пантеоне князя Владимира,…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Теория о титуле хёльги

    Жили и "ходили на дело" варяги росы ватагами под предводительством вождей-жрецов хёльгов (hölg), что вообще характерно для древних…

  • Скромненько, но со вкусом.

    Реконструкция женского головного убора вятичей (бассейн верхней и средней Оки VIII—XIII вв.). Очевидно, до крещения Руси славянские женщины…

  • Социоевгеника матриархата.

    В недавней заметке Пеласги - "волхвы" Эллады? высказывалось предположение о том, что жёны древних греков убегали в леса и горы от своих…

  • Почему первые храмы Руси посвящены Софии?

    До вторжения греков-ахейцев Элладу населяли пеласги. Пеласгами были возведены мегалитические сооружения в Микенах и Тиринфе, древнейшие стены и…

  • "Поймать" и "поиметь".

    Довольно любопытна связь между словами "поймать" и "поиметь" кого-то. В Словаре древнерусского языка (XI-XIV вв.) эта связь…

  • Род и рожаницы.

    О них написано много, но столь путанно, что сам чёрт голову сломит [ 1]. На мой взгляд, никакого Рода - в смысле божества - у древних сллавян не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments