Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сицилийский треугольник.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сицилийский треугольник.


Современная интерпретация Сицилийского трискела в форме трёх бегущих ног и головой Медузы Горгоны в центре.
Сицилия - остров в Средиземном море, с плодороднейшими землями, самыми вкусными фруктами. Самой судьбой острову было уготованно стать землёй, посвящённой богиням плодородия.

Некогда, в давние времена, Сицилия имела другое имя - Тринакрия.

"Называли так по причине её очертаний: тремя мысами, тремя зубцами Посейдонова трезубца вдаётся в воды Средиземного моря этот самый большой из его (Посейдона) островов"
Диодор

Есть три мыса Сицилии: Капо-Пассеро - на юге, Капо-Пелоро - на востоке, Капо-Лилибео - на западе. Благодаря им остров имеет форму треугольника.
А дело всё в том, что под островом этим дщерь Зевсова, дева Афина, заточила Энкелада, после того, как олимпийцы выиграли войну с гигантами.
Правая нога великана находится под горами Эрикса, его грудь  в центре острова в Энне, там где некогда Аид похитил Персефону, руки его тянутся одна к Мессине, а вторая к Сиракузам, голова же его под вулканом Этна. Это огненная слюна Энкелада вырывается из жерла, при каждом крике гиганта. Иногда это страшное существо пытается выбраться из заточения, и остров сотрясают землетресения. Но Афина внимательно наблюдает за своим пленником, не позволяя злу вновь вырваться на свет.
Этой необычной треугольной форме острова древние придавали символическое значение: треугольник издавна был символом женского плодотворящего начала и женщины вообще. Утверждали даже, что есть ещё одна, небесная Тринакрия, в виде созвездия Дельты, и что среди звёзд она "представляет форму Сицилии" (Гигин).
Если обратится к мифам, то можно наблюдать такую картину - всю мифологию (и не только) Сицилии пронизывает тройственность.
Помимо того, что сам остров имеет треугольную форму, ещё и Апулей называл Сицилию триязыкой, оттого, что на трёх языках говорили её жители (местном, греческом и латыни).
А вот такую карту расселения народов на острове застали греки, когда пришли на него. Три народа населяли её - сиканы, сикулы и элимы. (Важный момент - сикулы и элимы появляются позднее сиканов).
Сиканы пришли на остров между 1900 и 1800 гг. до н.э. Их считают доиндоевропейским населением, которое, вероятно, пришло из Иберии (из Каталонии) и смешалось с местными народами. По другому мнению, они были иллирийцами, которые вытеснили автохтонов Сицилии.
Сикулы прибыли в конце второго тысячелетия до н.э. Их, в отличии от сиканов, считают индоевропейцами, которые, согласно преданию, некогда обитали в Лации. Сикульский язык относят к латино-фалискской подгруппе италийских языков, то есть его считают ближайшим родственником латинского языка.
Элимы, скорее всего, пренадлежали к так называемым "народам моря" - доиндоевропейскому населению Малой Азии и Балкан. Антоний Либерал писал, что элимцы ранее обитали на юге Италии, однако вынуждены были переселиться на Сицилию в связи с массовой миграцией энотров.

В мифологии острова цифра три имеет большую сакральную роль.
У писателя Паоло Фьорентино есть история о том, как Сицилия была создана. Три прекрасные нимфы решили посетить все самые чудесные сады мира и собрать в них лучшие плоды и немного их плодородной земли. В одном из своих путешествий дев привлекла лазурная гладь сицилийского моря. Они закружились в магическом танце, затем разделились и с заклинанием бросили в море собранные плоды. Так и образовался остров Сицилия с плодородной почвой, дающей самые сочные плоды в мире.
Интересно, что в средние века на Сицилии появляется история о храбром графе Роджере Отвиле. В ней фея Фата-Моргана предлагает графу перевезти его на другой берег Мессинского пролива. Она взмахнула веточкой дерева три раза, бросила в воду три камня, и тут же берег Сицилии оказался рядом. Но Роджер отказался, сказав, что Сицилию ему отдаст Иисус Христос, а не какая-то колдунья. Услышав имя Господа, фея сразу же исчезла. А отважный граф действительно с именем Христа и своими кораблями завоевал Сицилию.

Сир Эдвард Берн-Джонс, 1862, Фея Моргана. Легенду о ней на Сицилию, вместе с Артуровским циклом, завезли норманны.

Другая мифологическая триада, тесно связанная с островом - сёстры Горгоны, которые некогда обитали здесь. Одну из них, ужасающую Медузу, обезглавил Персей. Но боялись горгон на материке, а здесь их любили, здесь им было уютно.


Горгонионы в музее Аргидженто

Их изображения можно часто встретить на сицилийских монетах.


Дилитра из Сиракуз, ок. 406 г. до н.э. Ав. - голова Афины, Рев. - эгида с головой Горгоны

Тетрас, Камарина, 420-405 до н.э. Ав. - голова Горгоны, Рев. - сова, держащая в лапе ящерицу

Из Сицилии происходят самые известные в архаичном мире скульптурные изображения Медусы Горгоны.


Маленький алтарь из Гелы, предназначен для культовых шествий. Медуза держит в руках Хрисаора и Пегаса, 500-475 г. до н.э.


Терракотовый рельеф, изображающий Медузу Горгону из храма Афины в Сиракузах, вторая половина 7 в. до н.э.


Афина и Персей, убивающий Медузу. Рельеф на метопе храма "С", г.Селинунт, вторая половина 6 в. до н.э.


Храм "С", г. Селинунт, фрагмент фронтона (реконструкция)


Терракотовый рельеф с головой Горгоны, Гела 500 г. до н.э.

Другие  три женских божества, которые также связаны с Сицилией - три Сирены (правда, у Гомера их только две): Пейсиноя, Аглаофа, Телксиепия или Парфенопа, Лигейя и Левкосия.
(Изображения Сирен, которые приведены мною, происходят не с Сицилии)



Сирена Каноса

Сирены были спутницами богини Персефоны, когда та, прогуливаясь по Эннейскому лугу (что тоже в Сицилии), была похищена Аидом - богом подземного мира мёртвых. После этого случая, мать Персефоны, богиня Деметра, превратила Сирен в полуптиц. Культ Персефоны и Деметры считался основным на острове. С тех пор проклятием Сирен было сидеть на одном из островов в районе Сицилии и сладкоголосым пением заманивать и жестоко убивать доверчивых мореходов. Только двое мужчин смогли противостоять их сладкому голоску - Орфей и Одиссей. Когда девы осознали, что пение их больше не действует на людей, они прыгнули вниз в море и превратились в скалы.


Сосуд с изображением Сирены из Лувра

Местоположение острова Сирен разнится: то ли это был Капри, то ли Анфэмоэссе, либо сицилийский мыс Пелор, а может и Сиренузские острова.
У Гомера, где они впервые были описаны, Девы сидят на скалах, усыпанных костями их жертв и высохшей на солнце кожей, между землёй колдуньи Кирки и Сциллой.
В образе сирен угадывается их связь с темой сметри. Птицевидный облик свойствен всем существам, связанным со смертью. Их изображения выбивали на надгробиях и называли «музами подземного мира». Как и изображение Горгоны, изображения сирен имели апотрофическую функцию, то есть считалось, что они отвращают несчастья. Кстати, кроме своего чудного голоса, сирены, подобно Горгонам, могли завораживать взглядом.



Статуя Сирены из гробницы, хранится в Лувре

Культ одной из сирен – Партенопы, существовал в Неаполе, где показывали её гробницу. А сам город Петроний называет «постройкой Сирен». Об этой сирене рассказывают много легенд. Она влюбилась в героя Троянской войны Одиссея, но была отвергнута и из-за неразделённой любви бросилась в море, где разбилась о скалы. А другая легенда, более жизнерадостная, сообщает, что после разлуки с Одиссеем она нашла себе другого красивого мужчину и сбежала с ним на какой-то остров. И после смерти тело сирены морским течением отнесло к неаполитанскому побережью. Так или иначе, но культ Партенопы был популярен в Неаполе, в её честь ежегодно устраивались состязания по бегу с факелами и гимнастические соревнования.

Культ Сирен на Сицилию из Италии могли принести авсоны, которые появились здесь около 1250 г. до н.э.

Не удивительно, что  символом острова стал древний трёхчастный символ солнца, плодородия и женского божества – Трискелион. Он запечатлён на современном флаге Сицилии.

Три бегущие ноги и голова женщины - Медусы Горгоны в центре.

Трискелион – очень древний знак, существовавший задолго до греческой колонизации Сицилии. Поскольку встречается не только у греков, но и у крито-микенцев, кельтов, этрусков... Видоизменённый "трёхногий" символ обнаружили также и в древних культурах на территории Японии и Гималаев. Уточню, что "видоизменёнными" по отношению к символу греческого трискелиона являются многие трёхлучевые свастики, что, тем не менее, не меняет заложенного в них смысла. Самым древним изображением трискелиона на Сицилии является  знак на чаше, которая хранится в археологическом музее Агридженто. Датируется эта находка VII веком до н. э.


Чаша с трискелоном  и горгонионом в центре из Джелы (Гелы), музей Аргидженто


Обнаружена чаша в районе города Джела, что на юго-востоке Сицилии. Именно здесь в период греческой колонизации острова располагалось большое поселение греков со схожим названием – Гела, имевшее наибольший авторитет до расцвета мощи Сиракуз.

Изображают трискелион три "бегущие" ноги, выходящие из одной точки и согнутые в коленях. Это один из первых солярных (солнечных) знаков, который можно с уверенностью назвать аналогом свастики. Первоначальное его значение сводилось к символическому изображению трёх основных положений движения солнца: восход, зенит и закат. В более поздней своей модификации трискелион символизировал "бег времени", вращение планет. Но наиболее укоренившимся мнением на этот счёт является следующее: трискелион демонстрирует цикличность хода истории человечества. В любом случае, какие бы оттенки значения не придавались этому знаку, это всегда энергия движения. 

Изображение женской головы в центре этой "трёхлучевой" свастики "пририсовали" уже греки.


Трискелон на сиракузской монете времен Агафокла с горгонионом в центре.

Ещё трискелоны с Сицилии, имеющие другой вид.


Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом. Ок. V в. до н.э. Сицилия.


Древнегреческая чаша с солярной свастикой и тремя  рыбами. Ок. V в. до н.э. Сицилия


Что же говорят о великой Триаде мифы самих древних обитателей Сицилии, например, Сикулов?

Для сикулов была характерна вера в богинь-матерей (именно во множественном числе, как для кельтов почитание Деа Матрикс). Множественность богинь-матерей – это вообще черта, присущая мифологии архаичных народов. Центром этого культа был городок Энгий (ныне Ганджи), который по преданию основали критяне. В нём находился храм, в котором происходила чудесная эпифания Богинь-Матерей (Плутарх), а также хранились медные шлемы с именами Улисса (Одиссея) и Мериона. Не обязательно, что именно критяне основали городок и храм. Но это показывает, что связь с Критом была тесная и заимствования по религиозной линии тоже были активными. Диодор отождествил этих «Матерей» с Артемидой, Афиной и Деметрой. Также этих богинь с течением времени могли приравнять к Харитам-Грациям. Как на самом деле звали этих тройственных богинь, не известно.
Учёные пытаются реконструировать их имена из сикульских надписей, которые не так давно были открыты, и в которых содержатся имена этих богинь.
Надпись в Таормине говорит о
Reia Leni. Её пытаются соотнести (Ильинская Л.С.) с латинской Rea. Изначально эта богиня имела такие же материнские функции, а затем, получив эпитет Сильвия (предположительно от альбанского рода Сильвиев), стала почитаться, как мать знаменитых близнецов, основателей Рима, Ромула и Рема. Этот миф имеет интересную параллель с Сицилией, где нимфа Талия стала матерью божественных близнецов Паликов. В дальнейшем я приведу версию, что Талия (Фалия, Палес) могла быть одной из триады сикульских богинь.
Кроме этого, имеется ещё одно упоминание множественных богинь-матерей, которые известны по посвятительной надписи из Таормина, где их называют Агнаи или Агны.
Дж.Манганаро предположил, что Агнаи – это греческая интерпретация сикульских богинь Анна, Рея, Акка. Но Ильинская возражает, потому как для Акки и Реи имелась своя форма греческого написания, а что касается Анны, то такая богиня у сикулов не известна. Но зато у римлян существовал культ богини Анны Перенны. Форма имени богини «Анна» для латинского языка не свойственна. Так что предполагают, что это поздняя переработка множества богинь, которые у сикулов на Сицилии назывались Агны. (Иная версия выводит имя богини Анна Перенна из «Круглый год»).
Обращает на себя внимание основа Agn, которая роднит её с латинскими словами Agnus – агнец, Agnatio – прирост, приращение. Не удивительно, что посвящение Агнам находят в Таормине, которая славился скотоводством. Тождественность Агн и Анны Перенны не засвидетельствована в античных источниках. Но Анне Перенне в середине мая приносили жертвы на лугу, то есть она, как и Агны, связана со скотоводством.

Уже в догреческое время на территории Сицилии, которую заселяли как сикулы, так и сиканы, наблюдается тенденция, когда из множественных Богинь-матерей начинает выделяться богиня произрастания, с индивидуальным именем и мифологическим образом.
Но об этом в следующий раз….
Tags: Сицилия, горгоны, лики Богини, мифология, птицы, свастика, сирены, солнце
Subscribe

  • Брак и право на власть.

    В. В. Бочаров пишет: "Материалы по традиционным культурам, а также этноисторические источники свидетельствуют о том, что мужчины обретали…

  • Брачные отношения в средневековой Японии.

    Д. А. Суровень в своей статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что содержание древних законов нам неизвестно, так как нормативные…

  • Крит - родина пурпура?

    Пу́рпур (от лат. purpura — пурпур, греч. πορφύρα), также в античных источниках тирский пурпур —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments