Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Фемининность и индивидуация.

Интересные моменты становления человеческой личности.

Как известно, в глубине своей природы каждый человек бисексуален. Первоначально, до восьми недель, человеческий эмбрион представляет собой "непоймичто", "ни рыба, ни мясо", ни мальчик, ни девочка. Затем происходит появление анатомических различий между мальчиками и девочками (половой диморфизм), и это различие затем "играет" на протяжении всей жизни.

Процесс овладевания знания - это, безусловно, в целом, "мужской" процесс: поэтому школьное образование формирует мужские качества как у мальчиков, так и у девочек. Здесь надо заметить, что девочки до полового созревания учатся не хуже мальчиков, а часто и лучше, но затем, как правило, в переходном возрасте, многие девочки начинают "тупить": в это время в них расцветает их женская сущность. Метод штурмового овладевания знаниями вступает в конфликт с женской природой, ориентированной на созерцание и инкорпорацию инсайта в своё личное поведение; на этой основе строится т. наз. "общественное мнение" и - шире - вся матриархальная мифология.

Мужчины же и дальше продолжают овладевать знаниями, и часто этот процесс затягиваются на всю жизнь. В этом смысле можно сказать про седовласого учёного, что у него "затянулось детство". Учёные и ведут себя часто, как дети. Про Сергея Аверинцева, например, рассказывают, что у него варежки были пришиты на резиночках к рукавам пальто, когда он читал лекции студентам.

Но мужская индивидуация часто проявляется в виде отказа от овладевания знаниями. Происходит своего рода ментальная "перестройка", в результате которой мужчины переориентируются на "женское" созерцание [1]. Самый типичный пример - индийские садху, которые полностью посвящают себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога.

Энн Уланов пишет, что и у женщин, и у мужчин процесс индивидуации завершается интеграцией фемининности, а потому является жизненно важным для развития нашей психики:

"Для обоих полов эта высшая фаза конфронтации и индивидуации начинается под воздействием фемининности: у мужчин посредством Анимы, которая приводит к самости: у женщин - посредством собственной женской идентичности, а не комплементарной маскулинности [2]. В этом смысле фемининность становится ключевым элементом; именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола. Маскулинность способствует появлению сознания из первичного бессознательного; фемининность способствует достижению целостности сознания благодаря возобновлённому контакту с Бессознательным".

Безусловно, есть "мужской" Эрос овладевания знаниями, и есть "женский" Эрос созерцания идей.

"Активная сторона фемининности похожа на божественное сумасбродство души, описанное в платоновском «Федре», которое активизирует первобытные силы, побуждающие нас выйти за рамки ограничений и условностей социальных норм и рациональной жизни. В этом смысле Эрос порождает экстаз, освобождение от конвенциональных групповых норм... Экстаз может моментально родиться в глубине человеческой психики и, возрастая, привести к глубинному развитию личности".

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на такое явление Средневековья, как куртуазная любовь. Она несла в себе разрушительное начало для западноевропейского патриархального социума. Когда рыцарь ставит Даму сердца выше сюзерена, образуются новые социальные связи, а старые "трещат по швам". Неслучайно поэтому папство организовало целую серию крестовых походов против окситанского рыцарства, в среде которого культивировалась куртуазная любовь.

Так в судьбе каждого отдельного человека и в истории человеческих обществ "играют"-"осциллируют" мужское и женское начала. В фильме Люка Бессона The Messenger: The Story of Joan of Arc Иисус спрашивает Жанну: "Жанна, что ты делаешь?", и она отвечает, как ребёнок: "Я играю...". Раньше эта игра часто приводила к трагическим последствиям. Личностный рост вступал в непримиримое противоречие с требованиями государства и социума. Рубились головы, горели костры... Понимание и осознание равноценности мужского и женского начал даётся очень трудно.

-------------------------------------------------------------------------------------
[1] "В беспрерывном одиночестве ум становится всё острее. Для того, чтобы думать и изобретать, не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи" (Никола Тесла).

[2] Вот как Нэнси Куоллз-Корбетт представляет женскую индивидуацию:

"В любом возрасте девушка всё время проецирует свои творческие способности на мужчину, видя себя только через призму взглядов и поступков своего возлюбленного. Она влюбляется в героя, в воплощение своих собственных неосознанных возможностей, и тогда мужчина выигрывает её сражения, исполняет её желания и разрешает её затруднения.

Влюблённость всегда является результатом проекции; она не является зрелым чувством, связанным с уважением и признанием личности другого человека; скорее можно сказать, что человек влюбляется в какую-то часть собственной личности. Если партнёр уже не отвечает требованиям, которые предъявляет проекция (а, наверное, это не получится ни у кого), сохранять проекцию становится просто невозможно; реальная личность человека проявляется всё больше, и тогда можно только удивляться: «Что я такого в ней (в нём) нашёл?»

Чтобы женщине стать самой собой, а не просто отражением своего возлюбленного, от этой проекции следует сознательно избавиться: её следует выбросить за ненадобностью или принести в жертву. Женщина должна прийти к осознанию, что черты, которые она видит в своём возлюбленном, на самом деле есть у неё самой. В таком случае она начинает к тому же ценить по достоинству зрелую силу маскулинности, бога, находящегося у неё внутри, не утрачивая при этом связи со своей фемининностью. При соединении противоположных начал зрелая женщина испытывает оплодотворение своей собственной творческой энергии" (Святая проститутка: Архетип вечной женственности. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. С. 83).
Tags: психология
Subscribe

Posts from This Сommunity “психология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment