Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Фемининность и индивидуация.

Интересные моменты становления человеческой личности.

Как известно, в глубине своей природы каждый человек бисексуален. Первоначально, до восьми недель, человеческий эмбрион представляет собой "непоймичто", "ни рыба, ни мясо", ни мальчик, ни девочка. Затем происходит появление анатомических различий между мальчиками и девочками (половой диморфизм), и это различие затем "играет" на протяжении всей жизни.

Процесс овладевания знания - это, безусловно, в целом, "мужской" процесс: поэтому школьное образование формирует мужские качества как у мальчиков, так и у девочек. Здесь надо заметить, что девочки до полового созревания учатся не хуже мальчиков, а часто и лучше, но затем, как правило, в переходном возрасте, многие девочки начинают "тупить": в это время в них расцветает их женская сущность. Метод штурмового овладевания знаниями вступает в конфликт с женской природой, ориентированной на созерцание и инкорпорацию инсайта в своё личное поведение; на этой основе строится т. наз. "общественное мнение" и - шире - вся матриархальная мифология.

Мужчины же и дальше продолжают овладевать знаниями, и часто этот процесс затягиваются на всю жизнь. В этом смысле можно сказать про седовласого учёного, что у него "затянулось детство". Учёные и ведут себя часто, как дети. Про Сергея Аверинцева, например, рассказывают, что у него варежки были пришиты на резиночках к рукавам пальто, когда он читал лекции студентам.

Но мужская индивидуация часто проявляется в виде отказа от овладевания знаниями. Происходит своего рода ментальная "перестройка", в результате которой мужчины переориентируются на "женское" созерцание [1]. Самый типичный пример - индийские садху, которые полностью посвящают себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога.

Энн Уланов пишет, что и у женщин, и у мужчин процесс индивидуации завершается интеграцией фемининности, а потому является жизненно важным для развития нашей психики:

"Для обоих полов эта высшая фаза конфронтации и индивидуации начинается под воздействием фемининности: у мужчин посредством Анимы, которая приводит к самости: у женщин - посредством собственной женской идентичности, а не комплементарной маскулинности [2]. В этом смысле фемининность становится ключевым элементом; именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола. Маскулинность способствует появлению сознания из первичного бессознательного; фемининность способствует достижению целостности сознания благодаря возобновлённому контакту с Бессознательным".

Безусловно, есть "мужской" Эрос овладевания знаниями, и есть "женский" Эрос созерцания идей.

"Активная сторона фемининности похожа на божественное сумасбродство души, описанное в платоновском «Федре», которое активизирует первобытные силы, побуждающие нас выйти за рамки ограничений и условностей социальных норм и рациональной жизни. В этом смысле Эрос порождает экстаз, освобождение от конвенциональных групповых норм... Экстаз может моментально родиться в глубине человеческой психики и, возрастая, привести к глубинному развитию личности".

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на такое явление Средневековья, как куртуазная любовь. Она несла в себе разрушительное начало для западноевропейского патриархального социума. Когда рыцарь ставит Даму сердца выше сюзерена, образуются новые социальные связи, а старые "трещат по швам". Неслучайно поэтому папство организовало целую серию крестовых походов против окситанского рыцарства, в среде которого культивировалась куртуазная любовь.

Так в судьбе каждого отдельного человека и в истории человеческих обществ "играют"-"осциллируют" мужское и женское начала. В фильме Люка Бессона The Messenger: The Story of Joan of Arc Иисус спрашивает Жанну: "Жанна, что ты делаешь?", и она отвечает, как ребёнок: "Я играю...". Раньше эта игра часто приводила к трагическим последствиям. Личностный рост вступал в непримиримое противоречие с требованиями государства и социума. Рубились головы, горели костры... Понимание и осознание равноценности мужского и женского начал даётся очень трудно.

-------------------------------------------------------------------------------------
[1] "В беспрерывном одиночестве ум становится всё острее. Для того, чтобы думать и изобретать, не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи" (Никола Тесла).

[2] Вот как Нэнси Куоллз-Корбетт представляет женскую индивидуацию:

"В любом возрасте девушка всё время проецирует свои творческие способности на мужчину, видя себя только через призму взглядов и поступков своего возлюбленного. Она влюбляется в героя, в воплощение своих собственных неосознанных возможностей, и тогда мужчина выигрывает её сражения, исполняет её желания и разрешает её затруднения.

Влюблённость всегда является результатом проекции; она не является зрелым чувством, связанным с уважением и признанием личности другого человека; скорее можно сказать, что человек влюбляется в какую-то часть собственной личности. Если партнёр уже не отвечает требованиям, которые предъявляет проекция (а, наверное, это не получится ни у кого), сохранять проекцию становится просто невозможно; реальная личность человека проявляется всё больше, и тогда можно только удивляться: «Что я такого в ней (в нём) нашёл?»

Чтобы женщине стать самой собой, а не просто отражением своего возлюбленного, от этой проекции следует сознательно избавиться: её следует выбросить за ненадобностью или принести в жертву. Женщина должна прийти к осознанию, что черты, которые она видит в своём возлюбленном, на самом деле есть у неё самой. В таком случае она начинает к тому же ценить по достоинству зрелую силу маскулинности, бога, находящегося у неё внутри, не утрачивая при этом связи со своей фемининностью. При соединении противоположных начал зрелая женщина испытывает оплодотворение своей собственной творческой энергии" (Святая проститутка: Архетип вечной женственности. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. С. 83).
Tags: психология
Subscribe

Posts from This Сommunity “психология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment