Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян".

Геродот описал "самый позорный обычай у вавилонян".

"Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года."

С проституцией в современном понимании этого слова описанный Геродотом обычай ничего общего не имеет. Во-первых, вавилонянка отдаётся чужеземцу отнюдь не ради денег ("плата может быть сколь угодно малой", да к тому же эти деньги она не может "прикарманить", так как они "священные"), во-вторых, речь идёт о соитии только с одним чужеземцем и только один раз в жизни ("затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично").

Очевидно, здесь речь идёт о каком-то древнем посвятительном обряде.

Нэнси Куоллз-Корбетт связывает этот обряд с извечным ожиданием женщинами бога в виде странника. У юных девушек в связи с этим ожиданием формируется "чемоданное настроение": вот-вот должен явиться, невесть откуда, "прекрасный принц на белом коне" и увезти за тридевять земель в тридесятое царство. И она приводит некоторые примеры весьма почтительного отношения к странникам в различных культурах.

"В тевтонской мифологии бог Вотан под видом странника стучался в двери ничего не подозревавших бедняков. В зависимости от приёма, который оказывал ему хозяин дома, тот мог получить от бога благословение и стать богатым, или, наоборот, остаться в бедности и одиночестве, испытав на себе проклятие мстительного бога. В иудейской религиозной традиции во время празднования Цедера один стул всегда оставляли пустым для незваного гостя, то есть любого зашедшего странника. Так люди готовились к приходу Илии, посланца Бога, возвестившего пришествие Мессии.  В христианской традиции Деве Марии явились странники, волхвы, возвестившие ей о том, что на неё сойдет Святой Дух и она зачнёт от него младенца, Сына Божия. Женщина, которая обнаружила, что распятый Христос воскрес из мёртвых, также увидела двух странников в сияющих одеждах, стоявших на краю могилы.

В самых разных сказках есть общий мотив, заключающийся в том, что в дом бедняка стучится пришелец и просит хозяина отдать ему красавицу-дочь. Как правило, пришельцем является чужестранец, которого не только не приглашали, но даже не ждали. Он появляется из совершенно другого мира и вызывает в жизни людей изменения. Он окружён нуминозной аурой. Такой является сущность пришельца с точки зрения ритуалов инициации, которые совершает святая проститутка: чужестранец помогает ей совершить переход из состояния девственной невинности в состояние зрелой женственности" Святая проститутка: Архетип вечной женственности. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. С. 86).

И далее:

"В женской психологии пришелец-мужчина воплощает аспект, который Юнг назвал Анимусом, комплементарную половую составляющую женской психики или, говоря иначе, внутреннего мужчину [1]. В переводе с латыни Анимус означает «дух». Позитивный Анимус вдохновляет женщину, ведёт её в мир объектов, творчества и идей" (Там же. С. 88).

Вообще, я представляю себе женскую инициацию совсем иначе. Она происходит в самоизоляции, и мужской фаллос там никак не задействован. Но, всё же, мы здесь имеем хотя бы какое-то объяснение "самого позорного обычая у вавилонян". Может быть спорное, но - объяснение. До этого я лишь у В. В. Розанова встречал попытку истолкования этого обычая. А другие либо молчат, либо отделываются ухмылками, типа, "дикари... ну что с них взять?"

Сам же я связывал этот обычай с ритуальным гостеприимством, которое ещё называют гостеприимным гетеризмом. Этот обычай долго сохранялся, например, у чукчей. (См.: Первобытная община как "товарищество по жене" и Полезный обычай.)

чукчи
Источник картинки.

При всех рациональных и умопостигаемых аспектах этого обычая, в нём, я чую, есть и что-то иррациональное. Знаете анекдот про того чувака, который долго и упорно молил Бога о ниспослании ему богатства, наконец пришёл в отчаяние и усомнился в существовании Бога, и тогда услышал глас с небес: "Дай мне хотя бы один шанс. Купи лотерейный билет, скупердяй!" Так и здесь: а как иначе Богу проявиться, если не под видом странника? Очевидно, в древности даже специально создавали условия для таких проявлений-эпифаний. В определённые дни ходили по деревням люди в харях (масках), и кто там под харей - зверь, человек или бог, - непонятно.



----------------------------------------------------------------------------------
[1] Юнг пишет: «Компенсацией [фемининного сознания женщины] служит маскулинный элемент и, следовательно, её бессознательное несёт на себе... отпечаток маскулинности... Анимус так же соответствует отцовскому Логосу, как Анима - материнскому Эросу».


Tags: Вавилон, инициация, проституция, психоанализ
Subscribe

Posts from This Сommunity “Вавилон” Tag

  • Киндерсюрприз по-африкански.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154): " Неоднократно в разные…

  • О культуртрегерской роли священной проституции.

    Очень интересный сюжет в «Эпосе о Гильгамеше». Как известно, Гильгамеш был избранником богини Иштар, но отверг её любовь. (См.:…

  • Портрет незнакомки.

    Около 2100 г. до н. э. в Сузиане появилась массовая штамповка глиняных красавиц, которых до этого лепили от руки. Поздние экземпляры напоминают…

  • Рождение монархии.

    Вавилонский бог Мардук (или «амар утук» — «телёнок Солнцебога Уту») соответствует Зевсу у греков или Юпитеру у римлян.…

  • К вопросу о храмовой проституции.

    Обычные проститутки у шумеров назывались Kar-Kid – “Шляющиеся по рынку”. Но для священной проститутки шляться по рынку было…

  • Про головные уборы.

    Интересные головные уборы были у жителей Вавилона. Как видно, одну и ту же "шапочку" носили на голове и мужчины, и женщины. По…

  • Подмена суда духовного судом человеческим.

    "Уклон в сторону патриархата наблюдался с III тыс. до н. э. в ряде государств. Одной из наиболее известных в истории значимых дат является…

  • Культура Вавилона (6)

    Ритуальное сражение царя с "драконом" происходило во дворце-храме, который имел вид ступенчатой пирамиды. Глубоко внутри пирамиды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments